Антимонопольное законодательство стремится к либерализации, отметил на недавней пресс-конференции руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по РТ Феликс Хаджиев. По его мнению, это продиктовано, прежде всего, необходимостью создания в России благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
— Антимонопольное законодательство меняется, действительно, динамично, — подчеркнул он, общаясь с прессой. — Это связанно как с курсом, который взяло государство на поддержку малых и средних форм предпринимательства, так и с тем, что бизнес страны, как полагают законодатели, «созрел» и ему уже не требуется тотальный контроль. Рынок становится цивилизованным.
Изменения в антимонопольном законодательстве, регламентированные вступившими в силу в июле Федеральными законами № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», по словам Феликса Хаджиева, касаются введения иммунитетов для определенных хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением и заключения отдельных антиконкурентных соглашений. Так, например, ФЗ № 264 ввел правило, в соответствии с которым не может быть признано доминирующим положение на рынке хозяйствующего субъекта — юридического лица, учредителем (участником) которого является одно физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП, или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за год у субъекта не превышает четырехсот миллионов рублей.
Также этот закон вводит некоторые послабления в вопросах антимонопольных требований к торгам, запросам котировок цен и предложений. В частности, ч. 4 ст. 17 ФЗ № 264 предусматривает, что антимонопольный орган вправе обратиться с иском в суд о признании торгов и заключенных на их основании сделок недействительными только в случае, если проведение таких торгов является обязательным в соответствии с законодательством РФ.
Либерализация законодательства коснулась также вопросов контроля за экономической концентрацией, внеплановых проверок субъектов малого бизнеса. Ужесточена ответственность для должностных лиц органов власти и местного самоуправления за повторные ограничения конкуренции.
— Законодатели полагают, что наш рынок находится на той стадии, когда ему не требуется постоянный контроль, он может самоорганизовываться, — в конце еще раз подчеркнул Хаджиев. — Конечно, любая либерализация закона связана с появлением некоторых «брешей», создающих возможности для злоупотрбления послаблениями. Однако в случае возникновения таких прецедентов, возможно, что законодательство снова ужесточится.
Угрозы рынку местные антимонопольщики от такой либерализации не видят.
Антон ПОСОХИН