Тувинская правда 12+

Русские учителя в Шуе

23 мая 2019
438

В 2016 году вышла книга «Русские учителя в Туве», изданная доктором культурологии Айланой Кужугет. До сих пор в Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований обращаются жители республики с прось­бой написать об их любимых русских учителях, оставивших неизгладимый след в годы их становления, повлиявших на судьбу многих выпускников сельских школ. Сегодня рассказ об учителях далекой бай-тайгинской Шуйской школы.

После добровольного вхождения ТНР в состав СССР началась работа по окончательной ликвидации неграмотности населения Тувы, всеобщему начальному обучению в объеме семилетки. Развитие школьной системы считалось одним из основных путей приобщения тувинского общества к единой советской системе образования.

Неоценимой поддержкой развития школьной системы образования стал приезд в Туву по распределению русских учителей из разных городов Советского Союза. Приехавшие работать в село учителя постепенно осваивали удивительную местность. Несмотря на низкий уровень культуры населения и общих знаний, скромную оплату труда, нехватку учебников, канцелярских принадлежностей, они начинали непростую педагогическую деятельность.

Одним из первых в одно из живописных мест западной Тувы, в село Шуй Бай-Тайгинского района, в 1946 году приехали работать учителя русского языка и литературы Радыгин (инициалы неизвестны) и С. И. Воробьева. В 1950 году в местной семилетке приступили к работе Кирсанов, Ушков, Корнаухова, в 1951-м — К. И. Полищук. Корнаухова отработала два года, Кирсанов и Полищук — по три. Позже приехала Валентина Ивановна Кара-Донгак (фамилия по мужу), отработавшая здесь много лет. Школа встретила этих учителей тепло и с уважением.

С 15 августа 1953 года в Шуй прибыла Нина Афанасьевна Шишкина, она была заведующей учебной частью, позже — руководителем районо. Алефтина Ивановна Горбунова, Галина Михайловна Лукьянова из русского города Вязники были учителями русского языка и литературы.

Работали здесь В. И. Александринина — учитель русского языка и литературы из г. Горького, В. К. Лукьяненко — учитель истории, В. А. Савельева — биологии, Захарова — русского языка и литературы. В 1953–1954 гг. приехали Н. И. Некрасов из г. Ки-рова, Устиков — из Абакана, Л. А. Кузнецов, Р. В. Смирнов — из Тулы, М. С. Янгунова, Клюкина из Пензы, Е. П. Бундин, Магдалина Константиновна Кожевникова — из Тамбова, Г. М. Лукьянова, И. И. Коробова, Е. И. Жердева — из г. Вязники. М. М. Сидоркина, Н. Б. Новикова, Г. В. Антонцева — из Иваново, С. А. Лазариди — из Бугуруслана, Анна Васильевна Шишигина, учитель физики — Геннадий Федорович Шипилин.

В 1955 — 1961 гг. в Шуе работали Светлана Васильевна Бойко — учитель истории, с 1958 г. была заведующей учебной частью, работала учитель с Украины Нина Петровна Комарова, преподаватель физкультуры, из Ленинграда — М. М. Дроздик, Ф. Е. Евгеньев, Якуркова — из Пензы, Евгений Петрович Бундин — учитель русского языка и литературы из Тамбова, Любовь Семеновна Гриненко из Красноярска, Людмила Фадеевна Мананникова — учитель математики из села Верхнеусинского Красноярского края, Нина Ильинична Рахманова, учитель математики из Кызыла, Валентина Степановна Петрова-Суге — учитель химии и биологии из Бродска Приморского края, Зинаида Степановна Зименкова — учитель математики, Татьяна Тутатчикова, Галина Яковлевна Волошина, Лука Васильевич Тархаев, Владимир Леонидович Савельев, Л. А. Кузнецов — из Тулы. Работали в Шуйской школе Юлия Ивановна Якурова, Людмила Николаевна Галкина, Нина Борисовна Новикова, Нина Андреев- на Рыжкова, Нина Фёдоровна Чистякова, Н. М. Ронжин.

Представляете, какой длинный список! И всех их помнят в небольшом, отдаленном селе.

В 1956 году в Шуе построили новую школу, через два года, в 1958-м, она стала средней, директором тогда была Таисия Санчыевна Тюлюш.

Приехавшие из разных городов Советского Союза учителя обеспечивались жильем, дровами и продуктами. Рядом с начальной школой был дом учителей: без крыши, около школьной столовой был дом учителей с высокой крышей. Позже освободился дом начальной школы и стал интернатом, туда разместили жить троих русских учителей, которые были для воспитанников интерната как мамы.

В школе были баня и пекарня. От приехавших учителей жалобы по поводу трудностей, обид никогда не поступали.

Отличник народного образования СССР и РСФСР, заслуженный учитель Тувинской АССР, народный учитель Республики Тува Фарид Валеевич Мухаметгареев после окончания педагогического университета Татарстана в г. Бугульме работал несколько лет в Красноярском крае. В 1951 году приехал в Туву и был распределен в школу поселка золотодобытчиков Чинге-Кат: прииск располагался недалеко от села Шуя. Учитывая его опыт, его сразу назначили завучем, позже стал директором. Фарид Валеевич был очень творческим, трудолюбивым человеком, предложил вместо печей использовать безопасные для школ и учеников контрамарки. В Чинге-Катской школе в 1951 году работали М. В. Дробышевская, А. И. Григо- рьева, Воробьева, Шаталова, Шаламова, А. И. Щербакова, Д. Е. Ендовицкая, Огнева, С. В. Самара, Казанцева и другие.

Между приехавшими работать в Шуйскую школу учителями и местными жителями и учениками постепенно крепла дружба, сложились хорошие взаимоотношения, росло число тех, кто знал русский язык. Многому учились селяне у русских учителей. Аратам, не имевшим письменности, знаний, русские учителя стали первыми проводниками советской культуры. Они оказали большую помощь в приобщении учеников к бытовой культуре, санитарной гигиене: обычаю здороваться, мыть руки мылом, чистить каждый день зубы, заправлять кровать, правильно одеваться, общению на русском языке. Объясняли, что книги — источник знаний, распевали с ними русские песни, прививали любовь к спорту, учили танцевать, быть честными, высоконравственными людьми, об этом вспоминают до сих пор и не забывают их воспитанники.

Приехавшие учителя проводили спортивные и творческие мероприятия, организовывали хор, учили фотографировать, вязать, шить, играть на гармошке, баяне, балалайке, мандолине, учили песни и танцы. Проводили в школе, клубе тематические вечера, раскрывали таланты. Ученики также пели песни на немецком, украинском языках.

Зимой учителя вместе с учениками заготовляли дрова, осенью активно трудились на сборе урожая, участвовали в работе комсомольской и пионерской организаций школы, вели танцевальные и вокальные кружки, спортивные секции.

Учитель физкультуры из Ленинграда Нина Петровна Комарова открыла для учеников 7 — 10 классов кружок акробатики, вместе с ними показывала на школьных фестивалях интересные номера.

Классные руководители ходили в кино вместе с учениками, работали с тимуровскими командами, участвовали в сборе металлолома, зеленых листьев, макулатуры. Ходили на экскурсии на вершину Кызыл-Туруга, на живописную скалу с петроглифами Чангыс-Тей, покоряли гору Мурнакчы, собирали облепиху по берегам реки Барлык, катались на лыжах с горы Оваа, на коньках — на льду реки Барлыктыг, ходили на экскурсии к чабанам. Слушали радиопередачи на русском языке из репродуктора, который висел на столбе, призывали нас, учеников, тоже слушать.

После окончания школы выпускники без затруднений сдавали экзамены в различные учебные заведения Москвы, Томска, Иркутска и между собой отмечали, что сдавать экзамены не так уж и сложно. Отсюда можно сделать вывод, что приехавшие русские учителя, несмотря на языковой барьер, обучали и воспитывали сельских детей на высоком уровне.

Среди выпускников Шуйской школы немало прекрасных учителей разных профилей, многие работают в родной школе, есть и те, кто трудится в других школах республики. Многие, получив образование, работают в разных отраслях социальной сферы и экономики республики.

В воспоминаниях учеников сохранились образы русских учителей, их характеры и годы, когда они были учениками. Очень многие ребята держали долгое время связь со своими педагогами, писали им письма.

Родители, жители села выражают огромную благодарность русским учителям, приехавшим в те годы из разных городов нашей необъятной страны. Да, судьба забрасывала их на самый краешек Советского Союза по распределению. Но у нас они не отбывали положенные три года, а трудились на совесть, не отгораживались от коренных жителей села, а пытались узнать их обычаи и культуру, становились их друзьями.

С конца 1980-х годов, когда русские учителя уехали из села Шуя, прошло около 35 лет, но память о них до сих пор жива.

Кан-оол ЧОШКАК,

ветеран труда,

Оюу ООРЖАК,

научный сотрудник ТИГПИ

asdf asdf asdf