В ТУВЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ГУБЕРНАТОРСКИЙ ПРОЕКТ «В КАЖДОЙ СЕМЬЕ — НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РЕБЁНКА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»
Инициатива была озвучена главой республики Шолбаном Кара-оолом в его Послании Верховному Хуралу Тувы 20 декабря прошлого года. Проект, стартовавший в юбилейный год единения Тувы и России, должен стать, подчеркнул Шолбан Кара-оол, «одним из главных социальных проектов Тувы на ближайшие несколько лет.
В это дело должны включиться министерства образования и социальной политики, агентство по делам семьи и детей, муниципальные образования. Задача не ограничивается только образовательной функцией, это — будущее социальное благополучие семей, обеспечение экономики республики профессиональными кадрами, повышение общего культурного уровня населения».
Особое внимание глава республики обратил на необходимость повышения общего образовательного уровня многодетных и малообеспеченных семей, отметив важность учета каждой многодетной семьи, педагогического сопровождения и поддержки способных и упорных ребятишек из этих семей, подготовки их к поступлению в высшие учебные заведения, дальнейшего наставничества.
Первые итоги реализации проекта рассмотрены на совещании у вице-премьера Анатолия Дамба-Хуурака. Как доложила первый заместитель министра образования и науки Светлана Ощепкова, работа министерства в этом направлении осуществляется в соответствии с «дорожной картой», утвержденной распоряжением правительства республики от 3 июня 2014 года. Во все районы направлены методические рекомендации для родителей как руководство к действию по поступлению детей в вузы, подписано соглашение о сотрудничестве министерства образования и науки с Тувинским госуниверситетом по реализации губернаторского проекта. Также подписаны соглашения со Сбербанком и Россельхозбанком о сотрудничестве по предоставлению образовательного кредита с частичным возмещением процентных ставок Министерством образования и науки республики.
Тувинским государственным университетом выигран конкурс Минобрнауки РФ по организации подготовительных курсов на 25 бюджетных мест. В настоящее время ведется комплектование групп из числа 20 детей-сирот и пяти детей-инвалидов. На реализацию проекта ТувГУ «Подготовка абитуриентов в ВУЗ» из республиканского бюджета выделены 452 тысячи рублей для обучающихся из семей, не имеющих детей с высшим образованием. Особое внимание минобразования уделяет поступлению в вузы детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.
Количество выпускников общеобразовательных учреждений республики в 2014 году составило 3312 человек. Из этого числа 2224 выпускника, или 67 процентов, — из семей, где нет детей с высшим образованием. Согласно «дорожной карте» поступление в образовательные организации высшего профессионального образования в 2014 году необходимо было обеспечить для 1000 выпускников, или для 45 процентов. По предварительным данным, в вузы поступили в рамках губернаторского проекта 1293 выпускника, или 56,6 процента от общего количества. Из 2855 выпускников учреждений среднего профессионального обучения 2102, или 73,6 процента, — из семей, не имеющих детей с высшим образованием. Из них в вузы в рамках губернаторского проекта поступили 255 человек, или 12,1 процента. Среди них 64 человека из числа детей-сирот и 160 из малоимущих семей. Таким образом, из 6167 выпускников 2014 года в высшие учебные заведения в рамках губернаторского проекта «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием» поступили в общей сложности 1548 выпускников, что на 233 человека, или на 17,7 процента, больше за-планированного.
В ходе обсуждения доклада министерства образования было отмечено, что при наличии определенных успехов в реализации проекта, срок действия которого рассчитан до 2020 года, остается много недоработок и неувязок. Целый ряд районных администраций, как об этот свидетельствуют цифры доклада, еще не до конца осознал значимость проекта и степень своего участия в нем. Особого внимания требуют вопросы государственной поддержки студентов из числа сирот и малообеспеченных семей. В постоянном сопровождении нуждаются и другие студенты. «Нам мало того, чтобы они поступили в вузы. Главное, чтобы они их закончили, вернулись в республику и смогли реализовать себя», — подчеркнул Анатолий Дамба-Хуурак.
Участники совещания согласились с тем, что при реализации губернаторского проекта необходимо конкретное взаимодействие всех заинтересованных структур. Каждое министерство и ведомство должно знать «своих» студентов — будущих специалистов и должно начать работу с ними с момента их поступления в вуз. По итогам обсуждения министерству образования и науки дано поручение совместно с минфином, агентством по делам семьи и детей, другими заинтересованными ведомствами продумать предложения по совершенствованию работы с участниками губернаторского проекта, особенно в части поддержки детей из малообеспеченных семей и сирот, и внести их на рассмотрение правительства республики.
Юрий СУЧКОВ