Тувинская правда 12+

Рубеж пройден, земляки!

30 марта 2019
364

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 27 марта провел совещание по вопросам социально-экономического развития Тувы. Открывая его, он напомнил, что ранее Правительство РФ обсуждало необходимость принятия дополнительных мер для выравнивания социально-экономического развития ряда субъектов Федерации. Делать это было решено в режиме отдельных совещаний. Первое совещание правительство страны посвятило проблемам Тувы.

«Причина понятна, цель — создать условия для нормальной, достойной жизни на всей территории страны, чтобы, вне зависимости от того, где люди живут, они имели доступ к качественной медицине, образованию, пользовались инфраструктурой и просто нормально зарабатывали, — говорится, в частности, во вступительном слове премьера, опубликованном на сайте Правительства РФ. — Уровень жизни в нашей стране (это факт) существенно отличается от региона к региону, иногда в разы. Задача государства — предложить инструменты развития, которые позволят эту ситуацию выровнять. 

Для этого надо раскрывать потенциал территорий, определять, какая экономика на что способна, разработать для каждого региона конкретные направления развития, или рецепты успеха, чтобы каждый субъект находил источники роста внутри себя, а не превращался в огромное бюджетное учреждение, которое целиком и полностью финансируется из Москвы. Это точно было бы самым плохим вариантом развития событий. При этом эти программы должны быть обсуждены с людьми, понятны и иметь персональных ответственных, с которых будут спрашивать и жители конкретного региона, и федеральный центр.

Такие идеи мы заложили в стратегию пространственного развития, которая рассчитана на период до 2025 года. Надо теперь сформировать план мероприятий по её реализации. Там должны быть обозначены конкретные меры по развитию всех регионов, поэтому с этим не нужно затягивать. Напомню, что срок внесения этого плана — середина мая. 

Кроме того, я поручил Минэкономразвития, Минфину и Минтруду до 15 апреля представить в правительство дополнительный комплекс мер по ускоренному развитию субъектов с низким уровнем социально-экономического благосостояния. Есть такие субъекты, где ситуация наиболее сложная. Это Калмыкия, Мордовия, Марий Эл, Республика Алтай, сюда же можно отнести Саратовскую, Курганскую, Пензенскую области и Туву. О Республике Тыва мы сегодня и поговорим.

Я хотел бы, чтобы мы провели серию таких совещаний. По одной, по несколько территорий будем рассматривать, потому что эти решения носят конкретный характер. Это не просто работа вообще, а это конкретный набор проектов, которые касаются того или иного региона. Если говорить о Республике Тыва, то это известная железная дорога, которая должна позволить эффективнее осваивать минерально-сырьевые ресурсы, это целый ряд других проектов — строительство и терминала, и туристических комплексов.

Также хочу проинформировать вас, что я подписал специальное распоряжение правительства об одобрении комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». В рамках этого проекта мы и будем работать. Подчёркиваю, решения носят абсолютно адресный характер, поэтому давайте в режиме такого совещания разберём, чем конкретно помочь определённому региону. 

Причём речь не идёт о том, чтобы банально деньги в очередной раз выделить из резервного фонда. Я это не исключаю, но это точно не главное, это последнее, что можно сделать. Речь идёт именно о развитии: это и грантовая система, и принятие инфраструктурных решений, и создание территорий опережающего развития, особых экономических зон, естественно, работа по национальным проектам. Где-то, может быть, нужно инвесторов немного подтолкнуть или, наоборот, провести ревизию того, что они сделали или не сделали. 

Всё это касается Республики Тыва. Давайте этим займёмся. Напоследок хочу сказать: полагаю правильным за каждой из этих территорий, где существуют такие сложности, ещё закрепить куратора из федерального правительства, человека, который будет, что называется, приглядывать за тем, как реализуются те или иные решения».

Напомним, что рассмотрение этого вопроса состоялось по инициативе главы Тувы Шолбана Кара-оола. Договоренность о проведении специального совещания по Туве была достигнута 12 марта на встрече Дмитрия Медведева и Шолбана Кара-оола в Красноярске. Сам глава Тувы назвал историческими результаты прошедшего 27 марта совещания у премьер-министра России Дмитрия Медведева. По его итогам премьер распорядился включить Туву в перечень регионов, получающих субсидию на третьего ребенка, поручил в течение недели согласовать и подписать все документы, от которых зависит начало строительства железной дороги в Кызыл, а также назначил министра экономического развития Максима Орешкина куратором всех решений по Туве.

«Мы трудимся, стараемся, но, чтобы сравняться по уровню с другими субъектами Федерации, нужна доступность региона — сообщил глава Тувы Шолбан Кара-оол, подчеркнув, что совещание по социально-экономическому развитию республики впервые прошло на уровне премьер-министра России и с участием всех основных министров правительства. — Доволен тем, что высказался, и рассказал, что мы делаем, как живем. Развитие Тувы предопределено объективными причинами, а не умениями, желаниями или уровнем образования народа».

Глава Тувы сообщил, что на совещание обсуждалась проблема, связанная с тем, что по федеральным правилам республика не вошла в перечень регионов, которые получают субсидию на третьего ребенка. 

«Я изначально был против подхода, что надо поддерживать субъекты, где с рождаемостью плохо, а Тува и так лидер по этому показателю, — заявил Шолбан Кара-оол, отметив, что c ним согласился премьер Дмитрий Медведев. — Так что будет нам помощь для поддержки многодетных семей. У нас из 320 тысяч населения 111 тысяч детей! Если к ним добавить пенсионеров, то нагрузка на работающих жителей огромная получается».

Российский премьер также поддержал главу Тувы, который поднял проблему, связанную с доступностью республики присвоения статуса международного аэропорту Кызыла. 

«Ненормально, когда мы живем в приграничье, имя 1300 км границы с Монголией, и не имеем международного сообщения, — отметил Шолбан Кара-оол. — Ненормально и то, что не выполнено до сих пор решение правительства России о многостороннем статусе таможенного пункта «Хандагайты», которое было принято еще в 2006 году. Дмитрий Анатольевич специально сказал, что нужно все сделать, чтобы люди могли зарабатывать хотя бы на разнице цены».

Дмитрий Медведев поручил буквально в течение недели согласовать и подписать все документы, от которых зависит начало строительства дороги Курагино — Кызыл. «С этого года должны начать стройку, — сообщил Шолбан Кара-оол — Это важное, историческое для Тувы решение. Я знаю, в республике есть те, кто будет оппонировать ему. Но история нас рассудит, кто был прав».

Премьером Дмитрием Медведевым было также принято решение назначить куратором реализации всех решений по Туве министра экономического развития Максима Орешкина. 

«Очень хочу, чтобы была разработана отдельная федеральная программа для Тувы, с конкретными мероприятиями и предложениями, — отметил Шолбан Кара-оол, сообщив, что после совещания специально встретился с министром, чтобы наметить путь развития. — Что сделать, чтобы у людей наших была работа и достаток, качество жизни, сопоставимое с другими регионами. Взять школы. Из 174 школ 20 — ветхие. Это значит, что мы должны, не по одной, а по 2–3 школы в год строить, чтобы нагнать страну».

Глава Тувы подчеркнул, что главное слово со стороны российского правительства сказано. «Теперь наступает этап работы с федеральными министерствами, где решения правительства предстоит превратить в рабочие документы, — отметил Шолбан Кара-оол. — Я уверен, земляки, у нас все получится, потому что за нас президент России, премьер и, конечно, наш земляк Сергей Кужугетович Шойгу».

Максим Орешкин стал первым куратором по предложенной Дмитрием Медведевым практике кураторства сложными регионами. Свои последующие действия он прокомментировал журналистам.

— По Туве таким ответственным назначен я. Главная задача сейчас, буквально ближайших недель, — это завершить все переговоры, которые ведутся по строительству железной дороги «Кызыл — Курагино» для того, чтобы все документы были финализированы, — рассказал Орешкин журналистам, отметив, что по уровню денежных доходов по итогам 2017 года Тува занимала последнее место в стране.

По его словам, эта железная дорога — крупнейший инвестиционный проект, который может серьезно улучшить состояние, создать большое количество новых рабочих мест в регионе.

— В апреле прошлого года было подготовлено концессионное соглашение, оно было заключено, на строительство, но сейчас проект застопорился на этапе выбора подрядчика, финансового закрытия. Есть ряд проблем, которые до сих пор не решены, — отметил министр. — Задача на ближайшие недели — разобраться с развилками, поставить точку и двигаться дальше. Сейчас, к сожалению, процесс встал, это оттягивает и начало работ, и начало фактически работы самого объекта, когда он будет готов, — добавил глава Минэкономразвития. — Понятно, что этот вопрос самый главный, но помимо него есть еще очень много разных вопросов и в социальной сфере, и в транспортной инфраструктуре другие вопросы, и в реализации нацпроектов. Поэтому здесь, я думаю, в ближайшие пару месяцев мы запланируем совещание, которое проведем в Туве. Эти вопросы будут детально рассмотрены.

По его словам, в ходе совещания стало понятно, что не все ведомства достаточное внимание по времени уделяют проблемам регионов.

— Поэтому Дмитрий Анатольевич и выбрал новую форму — кураторство развития региона со стороны федеральных министров. Это касается только тех регионов, которые находятся в самом непростом экономическом положении. Не думаю, что на первом этапе их будет больше порядка десяти. У нас будет задача выработать критерии, как мы выбираем эти регионы, и будем делать предложение, кто бы из федеральных министров и вице-премьеров мог бы такое кураторство получить, — заключил Орешкин.

Подготовили Долаана САЛЧАК и Федор АРШАНСКИЙ

asdf asdf asdf