Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

РШИ — территория успеха

12 мая 2018
671

Республиканской школе искусств имени Р. Д. Кенденбиля осенью исполняется 40 лет. Мы благодарны тем, кто стоял у ее истоков, сохранил и приумножил педагогический потенциал коллектива.

Каждый директор школы в свое время внес неоценимый вклад в сохранение и развитие школы, вложил труд, энергию и знания, поднимал коллектив по ступенькам достижений успехов. О первых руководителях подробно рассказывается в альбоме школы. А я скажу несколько слов о тех, с кем делила организаторские заботы.

В. С. Чигжит обладал умением привлекать к нуждам школы нужных людей, ведь РШИ тогда только обрела постоянную крышу над головой — здание, совсем не приспособленное к образовательному процессу. Надо было привести его в нужное состояние, с чем он великолепно справился, вдохновляя педколлектив, сотрудников, разных спонсоров, даже с Москвы. Одним словом, деловая хватка, природная смекалка и руководящее чутье. В это время отработаны и приведены в порядок основополагающие нормативно-правовые документы, обновлены учебно-методические комплексы, пополнена школьная библиотека необходимой литературой, усилилась методическая работа.

В. Д. Ондар, уравновешенный, спокойный, талантливый, с юмором, сумел развить то, что уже было, создал в школе ученические творческие коллективы, укрепил связи со средними и высшими учебными заведениями культуры, развивал концертную и конкурсную деятельность, мастер-классы для педагогов и школьников с приглашенными мастерами искусств, содействовал организации творческих коллективов школьников.

Появились первые ласточки — победители музыкальных конкурсов, художники, хореографы широко заявили о себе. Фольклорный ансамбль «Сайзанак» был известен и до этого; и продолжал турне по стране и за рубежом.

В 2011 году пришел в школу Т. Д. Дулуш, креативный, немногословный, строгий, но заботливый и верный слову и делу.

Школа обновилась в соответствии с требованиями времени, новые госстандарты, программы требовали соответствующего материально-технического, учебно-метотического, кадрового и ресурсного обеспечения. Произведен капитальный ремонт внутренних помещений, внешнего фасада, обновлен твердый и мягкий инвентарь школы и интерната, приобретены музыкальные инструменты, разработаны новые правовые документы, появились новые научно-методическая, психолого-медико–социальная службы — и школа обрела новый статус.

Дети и их наставники много выступали, завоевывали, ездили не только по стране, но и за ее пределами, много видели и усваивали. Год за годом школа поднималась по лестнице успехов: в 2012 году — лучшая детская школа искусств республики, в 2014 году — в числе «100 лучших организаций и предприятий Российской Федерации» конкурса в Санкт-Петербурге, в 2015 году — победитель конкурса «50 лучших детских школ искусств России».

Детям нужна свобода творчества, им нужно проявить себя в каком-нибудь деле, использовать полученные знания, претворить их в значимые творческие проекты. И вот в 2011 году открыта Детская творческая лаборатория им. К. Тамдына — площадка успешных проектов. Еще одна значимая традиция школы — отчетный концерт выпускного класса не в школе, как раньше, а в Тувинской государственной филармонии им. В. М. Халилова. Это очень вдохновляет и формирует высокую ответственность детей.

Города и страны, где побывали наши дети, перечислить в небольшом сообщении невозможно, но увидеть можно на выставке достижений школы 11 мая в Национальном театре им. В. Ш. Кок-оола в импровизированной карте – географии творческих успехов.

Известно, что руководитель видит в системе то, чем руководит, знает, какие механизмы задействовать, какие ресурсы и кадры привлечь, чтобы достигнуть цели, чтобы личная цель внедрилась в подчиненных и достигалась наименьшими затратами во времени и средствах. Это хорошо умел делать ушедший так рано Тимур Дыртык-оолович, обладавший всеми качествами лидера, наставника и просто хорошего человека.

В настоящее время педколлектив специального цикла наполовину состоит из выпускников школы, получивших высшее и среднее образование в области культуры и искусства, вернувшихся в родную школу в новом, преподавательском, качестве. Многие из них не просто преподаватели, а уже заведующие отделениями, руководители школьных творческих коллективов.

Много наших выпускников получили высшее образование и работают в школах республики, в других организациях и ведомствах страны.

А. Д. Балбан-оол, назначенный действующий директор школы, совместно с заместителями Л. П. Дамбаа, Г. Х. Кара-Сал, С. В. Монгуш, ветеранами школы Н. К. Монгуш, М. М. Лопсан, Л. Н. Хуракай и другими членами коллектива энергично начала осуществлять ранее запланированные мероприятия, вносит коррективы, плотно сотрудничает с учредителем, с другими организациями и ведомствами.

С начала учебного года наши дети и педагоги, 250 человек, приняли участие в 16 конкурсах и фестивалях разного уровня в городах Абакане, Красноярске, Улан-Удэ, Новосибирске, Москве и селе Шушенском Красноярского края. В результате — 10 лауреатов и дипломантов всероссийских, 45 лауреатов и дипломантов региональных конкурсов, 21 лауреат и дипломант общешкольного конкурса, посвященного 95-летию Р. Д. Кеденбиля, диплом открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Junior Skillls Республики Тува.

К своему юбилею школа подходит с хорошими результатами.

Нина МОНГУШ,

старший методист РШИ