Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Романтик соцреализма

18 апреля 2019
405

Недавно в зале временных выставок Национального музея РТ открылась четвертая персональная экспозиция Г. С. Суздальцева, посвященная 100-летию со дня его рождения. В нее вошли 18 лучших живописных произведений и один графический лист автора. Выставка «Суздальцев — романтик соцреализма» вызовет большой интерес у публики и приезжих гостей.

В фондах музея хранится более 45 произведений юбиляра, начиная с первых живописных пейзажей, портретов тружеников, деятелей науки и культуры Тувы, жанровых картин, натюрмортов выдающегося художника. В экспозиции выставлены картины «На границе», «Кызыл уходящий», которые были представлены на зональной выставке «Сибирь социалистическая». Примечателен графический портрет Монгуша Черзи, выполненный в карандашной технике. Также интересны картины живописца «Разговор по существу», «Портрет кузнеца Панча Чамныя», пейзажи и ряд других художественных полотен.

Георгий Суздальцев — представитель «сурового стиля» социалистического реализма, все художники 1960-х годов Сибири были романтиками, которые ставили своим примером кодекс для подражания. Поэтому их пастозная живопись, накладываемая широкими мазками друг к другу, особенно ценилась среди современников, в противовес классической академической живописи сталинских времен.

На открытии выступили автор этих строк, член правления СХ Тувы Ч. К. Монгуш, народный художник РТ Э. Б. Байынды, живописец Т. К. Огнев, художник О. Н. Суван-оол, главный художник театра Н. К. Шалык, скульптор А. Н. Баранмаа. Два старейших художника, Байынды и Огнев, лично знали Георгия Сергеевича, они интересно рассказали о его поездках на природу, как начинал, затем заканчивал то или иное живописное произведение. Их с большим вниманием слушали студенты художественного отделения Кызылского колледжа искусств. Родственников Суздальцева на открытии не было, сказали, что они выехали за Саяны после смерти художника…

Георгий Суздальцев. Имя художника, которого сейчас нет в живых, почти не знакомо молодому поколению жителей нашей республики. А ведь он был значимой фигурой в начале становления тувинского профессионального изобразительного искусства, работал в одно время с известными художниками В. Ф. Деминым, В. Л. Тас-оолом, С. К. Ланзы, стал наставником молодых талантов, пропагандировал советское искусство в своих лекциях и беседах во многих школах, на предприятиях, в организациях. Из его поколения художников никого не осталось на этом свете, но их потомки наверняка помнят высокого интеллигентного человека, почти всегда рассказывающего какие-нибудь занимательные истории и «небылицы» о тувинских мастерах кисти и резца.

Георгий Сергеевич создал за 50-летнюю творческую деятельность несколько сотен живописных тематических картин, выразительных портретов, разнообразных пейзажей, натюрмортов, рисунков. Он участник многих республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных выставок. Его произведения хранятся в фондах музеев Кызыла, Красноярска, Москвы и других городов.

Как же начинался художественный путь будущего живописца? Г. Суздальцев родился 15 мая 1919 года в селе Черби Урянхайского края. Как у многих детей — с любви к рисованию и жажды познать прекрасное. Эти эстетические порывы к искусству заметил замечательный школьный учитель Л. М. Афанасьев, который помог юному Гоше постичь азбуку рисования в тогда еще единственной кызылской школе № 1.

Георгий Суздальцев мечтал о дальнейшей учебе, но Великая Отечественная война помешала этому. Он был призван в ряды Красной Армии, а через четыре года, после демобилизации, начал работать преподавателем рисования в родной школе. Но в 1948 году сбывается мечта Г. С. Суздальцева: по рекомендации Тувинского управления культуры он поступает в Свердловское художественное училище. После его окончания возвращается в Кызыл и преподает рисование в разных школах.

Молодой художник начинает участвовать во всех областных выставках. Его первые живописные работы посвящены в основном строительству новой жизни Советской Тувы. В конце 1950-х годов Г. С. Суздальцев впервые создает жанровую картину «На полевом стане». В центре её расположена юрта. Вокруг — колхозники, молодой агитатор читает газету, араты внимательно его слушают. Очень тепло и красочно выписан окружающий пейзаж. Это полотно сейчас находится в Национальном музее им. Алдан-Маадыр.

Кроме тематических картин, художник создал много прекрасных пейзажей Тувы и выразительных портретов тружеников села. Суздальцев показал себя зрелым мастером на второй зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Омске. На ней были представлены его знаменитые полотна «На границе», репродукции которой были воспроизведены в нескольких крупных журналах РСФСР, и монументально-эпический пейзаж «Монгун-Тайга». В первой работе художник как бы поднимает зрителя на пограничную вышку и дает возможность увидеть обширную панораму далекой земли с вершинами гор. Очень характерно выписана фигура пограничника, напряженно высматривающего в даль.

На третьей зональной выставке в Красноярске Г. С. Суздальцев показал серию пейзажей старого и нового Кызыла. Одни передают историю — деревянные домишки, караван верблюдов на пыльной улице; в других ощущается размах строительства новых зданий, заметно стремление автора к общественности сюжетного замысла.

В 1970-е годы Георгий Сергеевич написал ряд значительных пейзажей, портретов, жанровых картин. Среди них можно выделить величественный пейзаж «Бай-Тайга», вылепленный яркими широкими мазками, от чего колорит полотна зазвучал торжественно мажорно. Иная интонация — лирическая, задушевная — характеризует картину «Разговор по существу», изображающую неторопливую дружескую беседу милиционера с тувинским чабаном. Памяти героя гражданской войны Оюна Курседи посвящено полотно «Верность».

В 1979 году Г. С. Суздальцеву присвоено почетное звание «Заслуженный художник Тувинской АССР». В дальнейшем он активно участвует во всех зональных выставках, особенно в Барнауле и Кемерово, где большую известность ему принесли портреты народного писателя Степана Сарыг-оола, народного мастера Панча Чамныя, ветерана труда, чабана А. Маады. На первом полотне писатель изображен в процессе творчества: отвлекся на минуту от работы и задумался. Автор пытается передать его психологическое состояние. На втором портрете — старый человек предстает умудренным житейским опытом, с открытым добродушным лицом и мягким взглядом. На выставке не было замечательного портрета народного писателя Тувинской АССР Степана Сарыг-оола, который изображен сидящим в кабинете в свитере среди своих рукописей. Этот портрет выкупила семья писателя после зональной выставки в Кемерово в 1985 году.

Примечательно, что за серию живописных портретов, глубоко раскрывающих яркие образы простых тружеников и деятелей культуры Тувы, Георгию Сергеевичу Суздальцеву в 1987 году была присуждена Государственная премия Тувинской АССР в области изобразительного искусства.

В 1980-е годы им был создан ряд больших картин: «Встреча С. К. Тока с трудящимися», «Хозяин Улуг-Хема», «На переправе», «Будни пограничников», «На чайлаге», «Шестьдесят богатырей» — отражающих жизнь нашей республики, историческую и военную тему. Также писал много портретов, пейзажей, натюрмортов.

Кроме творческой деятельности Георгий Сергеевич вел организаторскую работу. Несколько лет был заместителем председателя (С. К. Ланзы) правления Союза художников, долгое время возглавлял худсовет Тувинских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, при этом оставаясь добродушным и гостеприимным. Так, в начале 1960-х годов у себя дома он кормил и поил тувинским чаем наших великих камнерезов — Монгуша Черзи, Хертека Тойбухаа, Байыра Байынды.

Георгий Сергеевич хорошо знал тувинский язык, читал стихи, сочинял частушки, даже увлекался горловым пением. Как многие незаурядные творческие личности, он любил выдать что-то уникальное, из ряда вон выходящее. Автор этих строк, как и некоторые другие, слышали из его уст невероятную легенду о спрятанных в глубокой пещере несметных сокровищах Чингисхана в окрестностях Черби. Ему, конечно, поддакивали, а про себя откровенно смеялись. Суздальцев прожил 84 года — это большая долгая счастливая жизнь, которая запомнилась многим деятелям культуры и искусства.

Г. С. Суздальцев многое сделал для развития изобразительного искусства Тувы, он навсегда останется в памяти наших современников и последующих поколений. Он своим творческим трудом, пропагандистской деятельностью в просвещении народа Республики Тува всегда вызывал уважение и являлся ярким примером для молодых художников.

Александр ХЕРТЕК,

заведующий отделом искусства, искусствовед,

заслуженный работник культуры РФ, член СХ России