Проект оси «Дрезден — Екатеринбург — Кызыл» развивает идею о создании единого общеевропейского экономического пространства.
Тува может стать одной из опорных точек в международном проекте интеграции стран евроазиатского континента. Идея родилась на встрече главы республики Шолбана Кара-оола с вице-президентом ассоциации «Евразийский экономический клуб ученых», ректором Уральского государственного экономического университета Михаилом Федоровым.
«В условиях усиления санкционного давления на Россию со стороны западных стран тема евразийской интеграции приобрела второе дыхание, — заявил ведущий научный сотрудник центра стратегического анализа Института инновационного развития Василий Ваньков. — Проект оси «Дрезден — Екатеринбург — Кызыл» развивает идею создания единого общеевропейского экономического пространства, основанного на геостратегическом партнерстве ЕС и России. Судя по реакции европейского бизнеса, недовольного той санкционной лихорадкой, которая охватила элиты ЕС (в первую очередь, в лице брюссельской бюрократии) с подачи США, конфронтация, спровоцированная событиями на Украине, имеет конъюнктурный характер и в обозримой исторической перспективе будет преодолена. Справедливости ради, стоит заметить, что Пекин должен стать логическим завершением представленной оси. В этом случае РФ выполняет роль транзитного моста между второй по величине экономикой мира (по абсолютному ВВП) и Европой, которая сохраняет за собой статус инновационного и технологического мотора глобализирующегося мира. Выбор Тувы в качестве одной из реперных точек на евразийской интеграционной оси не случаен, учитывая, что в свое время именно по этим территориям проходил «Великий шелковый путь». Включение Тувы означает реинкарнацию, новую жизнь этого проекта. Впрочем, создание логистического хаба будет способствовать оживлению не только этого региона (который долгое время не входил в число российских передовиков по темпам развития), но и всей южной Сибири. Успешная реализация заявленной стратегии приведет к притоку инвестиций, выстраиванию кооперационных связей не только с северными провинциями Китая, но и сопредельной Монголии».
«Идея евразийского сотрудничества для России всегда была и остается актуальной, и сейчас она особенно актуальна в связи с разворотом на восток. Поэтому мы все больше и больше уделяем внимания работе с азиатскими партнерами и, в первую очередь, — с крупнейшими экономиками, такими, как в Китае, и, естественно, с нашими соседями, как с членами ЕС, так и с другими странами. Поэтому не случайно сейчас все большую роль приобретают идеи евразийского сотрудничества», — уверен сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик.
Академик Михаил Федоров, один из активных и авторитетных подвижников евразийского союза, считает, что Тува как никакой другой регион подходит для площадки набирающего силу движения евразийства благодаря своему статусу географического центра Азии.
По замыслу Михаила Федорова, столица Тувы Кызыл вместе с Екатеринбургом, через который проходит граница между Европой и Азией, и географическим центром Старого Света, немецким Дрезденом, образуют символический мост, связывающий не только два континента, но и две древнейшие цивилизации планеты.
Воплотить замысел на практике Михаил Федоров планирует в рамках Евразийского экономического форума молодежи, председателем оргкомитета которого он является. Форум под эгидой Евразийского клуба ученых является постоянно действующим мощным объединительным ресурсом молодежи разных стран для поиска решений актуальных проблем национальной и мировой экономики.
«Традиционным местом проведения форума стал Екатеринбург, — рассказал ученый. — Однако идеология евразийства подразумевает не одну точку, а ось, которая объединяла бы страны континентов. Такой осью могли бы стать географические символы Европы и Азии — Дрезден и Кызыл через Екатеринбург. Им есть, что сказать и показать: яркую и самобытную культуру, древние традиции, ценности искусства, наводящие на параллели. Например, скифское золото Тувы с историей в 3 тысячи лет и картинные галереи Дрездена. Это ярчайшая основа для познавательных дискуссий, поиска общего в разном».
Глава Тувы поддержал идею академика о создании символической оси евразийской интеграции с участием Тувы. С ней согласуется и одобренная федеральной властью стратегия развития региона, значительной частью которой станет строительство железной дороги Курагино–Кызыл–Элегест. Эта дорога в перспективе рассматривается как прорыв России на восток, в страны азиатско-тихоокеанского региона. Фактически общественный проект и государственная программа прекрасно гармонизируются и дополняют друг друга. Таким образом, охватываются практически все аспекты евразийского сотрудничества.
Республика реализует и другие инфраструктурные проекты, направленные на развитие открытой экономики и культурное сотрудничество. «Разумеется, я только приветствую вашу инициативу, — согласился Шолбан Кара-оол. — Это открывает для наших жителей и особенно для молодежи новые возможности участвовать в масштабных экономических начинаниях, реализовать себя в труде, творчестве, карьерном и профессиональном росте».
Были обсуждены конкретные формы участия Тувы в евразийском проекте и молодежном форуме. В частности, тувинцы примут участие в национальном чемпионате России по профессиональному мастерству WorldSkills Russia в 2015 году в Екатеринбурге в рамках отбора на евразийский и мировой финалы.
Сейчас при внешнеэкономическом агентстве республики создается Общественный совет, который станет постоянно действующим экспертно-консультативным органом общественного контроля и участия населения в выработке решений по вопросам развития внешнеэкономических и межрегиональных связей. Приграничная Тува начинает активно задействовать внутренние ресурсы, осознавать преимущества своего географического положения и активно использовать их для социально-экономического развития.
«То, что делается сейчас в Туве, — это очень хорошо и очень своевременно, — заявил Алексей Репик. — Там сейчас есть большие перспективы приграничной торговли, работы с соседями. Каждый субъект, если он заинтересован в улучшении инвестиционного климата и хочет помочь собственному бизнесу расширить свои рынки, должен прилагать усилия по выстраиванию связей с другими странами, другими рынками. Естественно, в первую очередь — с соседними. В Туве это делают, и это правильно. Если дозрели до этого решения, значит, у них есть надежды и перспективы из этого сделать что-то хорошее для бизнеса».
«В экономической интеграции должны принимать участие не только крупные игроки в лице госкомпаний или транснационального бизнеса. Важно задействовать потенциал гражданского общества. Далеко не все экономические эффекты и возможности можно просчитать из федерального центра, — подчеркнул Василий Ваньков. — Знание специфики местного рынка, его возможностей, которое есть у субъектов хозяйствования в Туве, объективно расширяет пространство внешнеэкономического взаимодействия. К тому же это создает задел для более глубокой интеграции не только в экономической, но и культурной сферах. Безусловно, такой опыт следует экстраполировать и на другие регионы».
Юрий НИКИТИН