В Национальном музее РТ недавно тихо, неофициально открылась весьма интересная выставка — «Традиционные занятия сибирских крестьян. Конец XIX — начало ХХ в.в.». Она — совместная, нашего НМ и Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское». В советское время эту деревню посещали практически все школьники центра Азии, знали «прописку» ссылки Владимира Ленина воочию. Сейчас это стало весьма популярным местом по этнографическому воспитанию детей и молодежи.
Экспозиция в Кызыле — не исключение. Можно только порадоваться, что открыта она всё лето, так что на втором этаже в зале № 8, будем надеяться, побывают многие ребятишки нашей столицы и из районов. Оно того стоит: соприкасаешься с бытом людей, которые жили на земле более 100 лет назад. Представлены подлинники предметов, когда-то «живших» в любом доме крестьян. И не только их. Одна молодая мама, водившая отпрысков по залу, объясняла: этот подойник для того, а другой экспонат до сих пор у бабушки есть…
Часть экспозиции, посвященная русским жителям Тувы, в первую очередь привлекает фотографиями, внушительных размеров, Владимира Ермолаева: «Уборка кормовой брюквы», «Продажа меда на базаре Кызыла», «Рыбаки на озере Чагытай», «Уборка хлеба в Баян-Коле», «Рабочие фактории купца Быкова»… Кто-то из зрителей наверняка в многоговорящих «остановившихся мгновениях» — прекрасных простых лицах тружеников — узнает и своих родных и близких. Тем более, эти снимки не так часто и выставляются на обозрение. И более века назад, как и сейчас, занимались сбором грибов и ягод, рыболовством, охотой, о чем рассказывают представленные нашим НМ экспонаты.
Но, конечно, более всего привлекают внимание привезенные из-за Саян вещи-подлинники расстаравшихся шушенцев. Названия — странные, загадочные, но — зачаровывающие. Сходите, посмотрите, узнайте, что такое «морда» из тальника и для чего служила. Слова «скоротень» и «листовая» береста мало что говорят современному жителю, а это необходимые составляющие для туеса. Есть тут и цедилка, натягач, трепала, опояски, много других оригинальных предметов, что завораживают своей причастностью к ее величеству Истории.
Любовно выполнены инсталляции, чтобы с помощью манекенов воссоздать быт и интересы мужчин и женщин того далекого от нас времени. И орудия труда крестьян, предметы их быта начинают с нами «разговаривать». Можно «заглянуть» в амбар, в парадную комнату избы — фантазия каждого посетителя подскажет, какое же это было житьё-бытье у наших предков, оживит картинки-сюжеты. Тем и притягательны экспозиции в музеях. Здесь еще и предметы культа, из православного храма, можно их рассматривать — привлекающих внимание деталей хватает. Как и пищи для ума.
Особенно выделяются сокровища «мягкого» фонда: полотенца, половики, костюмы (мужской и женский центральных губерний России, женский Енисейской губернии), опояски. Делалось так добротно и основательно, что вещи — как новые! Это шерсть, лен и конопля шли для создания повседневных, нарядных, функциональных, но — красивых — вещей. Не удержусь, приведу надпись на свадебных вожжах конца XIX века (орфография сохранена): «Плетены вожи 1889 года Онисье Степановне Подуй ветерок звейса, сизой голубок понеси подарок тому кто мил сердцу моему кого люблю того дарю позоре пташка летала нежным…» Только в одном этом предмете столько эмоций «спрятано»…
Согласитесь, не так и давно те времена промелькнули. А мы живем и многого уже не понимаем в той эпохе. Правда, именно такие выставки не дают нам разорвать связь с прошлым.
И это замечательно!
Марина КЕНИН-ЛОПСАН