Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Рассеивающий святость

27 июля 2017
681

В Чадане прошли мероприятия, посвященные 125-летию со дня рождения Монгуша Буяна-Бадыргы и 85-летию со дня его расстрела. Они были приурочены к районному Наадыму.

В местечке Аянгаты на берегу речки Овалыг-Хемчигеш, ныне это село Аянгаты Барум-Хемчикского района, 15 числа второго месяца весны (25 апреля 1892 года) в семье табунщика Монгуша Омчулы родился четвертый по счету мальчик. Ребенка вскоре усыновил Хайдып Угер-даа, правитель Даа хошуна, одного из крупнейших хошунов Урянхайского края. Нойон Хайдып дал мальчику имя Буян-Бадыргы, что означает «рассеивающий святость», хорошее образование и готовил его к роли будущего правителя. Наставником Буяна-Бадыргы был Ондар Лопсан Чамзы — камбы-лама Верхнечаданского хурээ, один из образованнейших и дальновидных тувинцев своего времени. Буян-Бадыргы владел пятью языками.

В 1908 году, когда юноше было 16 лет, его приемный отец умирает при загадочных обстоятельствах, и Буян-Бадыргы становится нойоном Даа хошуна. После падения Цинской империи Тува обрела независимость, но самостоятельно развиваться не могла. Монгуш Буян-Бадыргы 26 октября 1913-го года подал прошение о принятии Тувы под протекторат Российской империи. Российский император Николай II утвердил требования прошения 29 марта 1914 года, собственноручно написав «Согласен!» С этого момента началось летоисчисление единства российского и тувинского народов.

После революционных событий и гражданской войны в России, в августе 1921 года, в местечке Суг-Бажы, ныне село Кочетово Тандинского района, состоялся Всетувинский учредительный хурал. На хурале было провозглашено создание самостоятельной Тувинской Народной Республики, первым главой правительства был избран Монгуш Буян-Бадыргы. Будучи человеком образованным и дальновидным, он принимал активное участие во многих сферах молодого государства, будь то революционная партия, союз молодежи (ревсомол), буддийские съезды и т. д. Он даже успел занять должность министра финансов ТНР.

Но с 1929 года в Туве начались резкие перемены. Народ, вдохновленный идеями классовой борьбы, обвинял бывших феодалов и чиновников в эксплуатации простых аратов и якобы в стремлении восстановить прежние феодальные порядки. Буян-Бадыргы, который еще вчера был одним из главных строителей молодой республики, внезапно стал «врагом народа» и «контрреволюционером». Его, как и 16 других работников правительства, которые раньше были нойонами, чиновниками или ламами, были исключены из народно-революционной партии, отстранены от занимаемых должностей, а позже и арестованы. На заседании Верховного совета (Политбюро) ТНРП 22 марта 1932 было принято постановление коллегии внутренних дел ТНР о расстреле Монгуша Буяна-Бадыргы и его соратников. Приговор был исполнен на следующий день. Буян-Бадыргы всего месяц не дожил до своего 40-летия. Такова печальная судьба основателя тувинского государства.

Реабилитация Монгуша Буяна-Бадыргы и других жертв репрессий, расстрелянных в марте 1932 года, состоялась всего десять лет назад указом председателя Правительства Республики Тыва Шолбана Кара-оола в июле 2007 года.

В традиционном тувинском обществе использовался порядок сословного сватовства: богатые женились на богатых, бедные — на бедных. И так как Буян-Бадыргы считался сыном нойона, Хайдып сосватал своему сыну дочь зажиточного кочевника из верховьев Хемчика — Хомушку Езуту Дыртыына, также известной как Кускелдей. Свадьба молодых проходила недалеко от Верхнечаданского хурээ. До ареста Буяна-Бадыргы они жили в местечке Кадыр-Эл Дзун-Хемчикского района. У них были двое детей, дочь Чалаагадай и сын Сундуй-оол.

Люди не забыли видного государственного деятеля Тувы Монгуша Буяна-Бадыргы. Его именем названы улицы в нескольких населенных пунктах республики, краеведческий музей г. Чадана Дзун-Хемчикского района, гостиница в Кызыле. Памятники основателю тувинского государства установлены около здания Национального музея имени Алдан-Маадыр в Кызыле и в центре г. Чадана.

О Буяне-Бадыргы, последнем нойоне Даа хошуна, написал книгу доктор исторических наук Монгуш Кенин-Лопсан. При поддержке мэрии Кызыла в канун 90-летия Тувинской Народной Республики вышло второе, дополненное, издание его романа-эссе.

Шолбан ООРЖАК,

заведующий филиалом музея истории

политических репрессий в Туве Национального музея РТ