Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Пусть песня звенит, как в руках чадаган

11 апреля 2019
513

 

Тувинский Национальный ансамбль песни и танца «Саяны» 11 апреля отмечает свой юбилей. Газета печатала подборку материалов о становлении прославленного коллектива в воспоминаниях его ветеранов. Предлагаем вниманию читателя еще один экскурс в историю ансамбля.

Основой ансамбля «Саяны» стал самодеятельный художественный коллектив «Чечек» при Кызылском училище искусств. Он стал стержнем филармонии, приказ о создании которой датируется 1 апреля 1969 года. В апреле этого года ансамбль имел в своем составе 30 артистов хора, 15 артистов балета, 10 музыкантов.

Артисты хора: Татьяна Соржу, Зоя Тюлюш, Раиса Кара-оол, Кара Доржукай, Вера Монзулан, Светлана Сурун, Тамара Салчак, Роланда Монгальби, Ирина Аранчал, Александра Ховалыг, Леонид Лесников, Кара-Кат Ооржак, Серен Маадыр, Эрес-оол Саая, Танов Чигден, Чочак-оол Монгуш, Оюн-оол Монгуш, Энгин-оол Монгуш, Александр Лопсан, Вера Чооду.

Артисты танцевальной группы: Виктор Монгуш, Ак-Кыс Доржу, Николай Оюн, Кожер-оол Оюн, Анатолий Сержин-оол, Донгак Монгуш, Иван Ульчугашев, Батыр Ховенмей, Нина Сарыглар, Галина Данзын, Ирина Потеева, Раиса Шаалы, Роза Чакар, Анна Балчыр-оол, Галина Григорьева, Та-мара Мочек. Чуть позже после окончания Фрунзенского хореографического училища пришли Галина Чооду, Евгения Салчак, Галина Кажин-оол.

В оркестровую группу вошли музыканты Юрий Панкратов, Виктор Чичиланов, Вячеслав Кенденбиль, Виталий Нанактаев, Александр Смирнов и многие другие.

После конкурсов по отбору артистов ансамбль стал готовить концертную программу. Требования к ней ужесточились, поскольку изменился статус коллектива: это был уже государственный ансамбль песни и танца. Проводились усиленные занятия по таким предметам, как актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь. Уроки вели В. Журавлев, И. Комбу, Р. Лесников и многие другие.

Готовя новый репертуар, ставили перед собой задачу — сделать достоянием зрителей и слушателей лучшие произведения советских авторов. Чтобы отразить историческое прошлое и настоящее Тувы, в программу были включены также народные песни и музыка, классическое горловое пение, ансамбль хомусистов.

Показ прошел с большим успехом. Выступая на обсуждении, писатель, заслуженный деятель литературы и искусства С.А. Сарыг-оол, заслуженный артист РСФСР и народный артист Тувинской АССР М.М. Мунзук, заслуженный работник культуры Тувинской АССР И.Г. Минин и другие высказали единодушное мнение: первой программе дать «зеленую улицу».

ОЦЕНКА МОСКВЫ

Ансамбль «обкатывал» программу в районах Тувы. В конце июня 1970 года коллективу сообщили, что уже в июле артисты едут в Якутию для участия в Днях культуры Тувинской АССР в Якутской АССР. Ансамбль тогда еще назывался «Чечек». Очень много было выступлений прямо на рабочих местах, в цехах и школах, училищах. В день давали по три концерта! Из Якутии приехали с хорошими отзывами о программе.

Пришло известие из Москвы, что к нам приезжает государственная комиссия, которая будет смотреть программу ансамбля. И если оценка будет высокая, то коллектив получит право выехать на гастроли за пределы Тувы, а возможно, и за рубеж. Комиссия состояла из работника Министерства культуры России А. Швайко, балетмейстера Г. Егорова, много лет работавшего в Большом театре, и художника по костюмам Е. Аксельрод. Все они обратили внимание на характерность искусства молодого ансамбля, на национальную, народную основу номеров. Дали ряд рекомендаций, в том числе о создании ансамбля национальных инструментов, об усилении национального колорита в танце. Одна из главных задач вашего коллектива, сказали они, — искать подлинно народную основу искусства, вслушиваться в пение народных исполнителей. Только в этой большой школе можно научиться настоящему мастерству. После отъезда гостей окрыленные высокой оценкой артисты занимались целыми днями. Где только ни репетировали! Даже в зале старого кинотеатра.

Мы гастролировали по всей Туве, получая только хорошие отзывы зрителей, приглашения приехать повторно. Очень много о нас писали газеты, называли самыми красивыми цветами земли тувинской.

НОВОЕ ИМЯ — «САЯНЫ»

В июле 1971 года проходила неделя литературы и искусства Тувинской АССР в Хакасской автономной области, в состав делегации вошел Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны». Новое имя ансамблю было дано как раз в эти дни. После первого сводного концерта с мастерами искусств Хакасии ансамбль два раза выступал в городском парке Абакана. На следующий день нас ждал Черногорск — город шахтеров и текстильщиков. За неделю мы побывали во многих городах и селах соседней республики. Везде нас встречали и провожали аплодисментами. В этом мероприятии участвовала и цирковая группа под руководством В. Оскал-оола. Очень интересно прошла встреча «Саян» и хакасского ансамбля «Жарки». Было, о чем поговорить ребятам, ведь «Жарки» были созданы раньше, в 1961 году, и уже имели гастрольный опыт.

В начале ноября 1971 года пришло известие, что «Саяны» по плану Росконцерта едут на гастроли по городам Поволжья и Урала. Это были первые большие гастроли! И каждый понимал, насколько это серьезно — представлять родное искусство в других регионах. Автобусами добрались до Абакана, а там было выделено два купейных вагона. На два месяца эти вагоны должны были заменить нам дом. А каков был восторг, когда поезд шел по мосту через Волгу! Когда приезжали в какой-либо город, то вагоны отцепляли и загоняли в тупик. Артисты отрабатывали очередной концерт, их довозили до вокзала, и они шли искать свой «тупик». Ложились спать в одном городе, просыпались уже в другом... И так два месяца.

Директором и администратором первых больших гастролей ансамбля был Сергей Шагдырович Монгуш, артист балета. Вдали от Тувы он был самым родным человеком. По любому вопросу бежали к нему. Можно только догадываться, как ему было трудно. Спасибо вам, Сергей Шагдырович, за заботу о нас, молодых артистах. Уроки о том, как нужно работать, не прошли для нас даром. В то время ни одна филармония не рисковала провалить по плану Росконцерта ни одного концерта.

За два месяца ансамбль побывал в Кирове, Перми, Челябинске, Свердловске, Ижевске, работали в центральных залах Башкирии, Удмуртии, Татарстана, выступали в колхозных клубах, районных центрах, на железнодорожных станциях...

К концу поездки «Саяны» получили приглашение выступить перед зрителями Москвы. До этого мы должны были показать программу комиссии Госконцерта. От этого показа зависела наша дальнейшая судьба, судьба наших больших гастролей.

13 декабря 1971 года в Москве, в Доме культуры имени 40-летия Октября, состоялся концерт ансамбля «Саяны». Присутствовали ответственные работники Минкультуры РСФСР и СССР, специалисты концертных организаций, искусствоведы. Но больше, чем перед комиссией, артисты волновались перед земляками, которые жили в столице и тоже пришли на показ: Оскал-оолы, Рушевы и другие. Хорошо помню, как знакомили меня с девочкой с двумя косичками — Надюшей Рушевой.

Взыскательные зрители просмотрели программу с большим интересом. Было много аплодисментов после исполнения тувинских народных песен, национальных танцев. Снова и снова вызывали на бис горловиков и хомусистов.

В обсуждении принимали участие народная артистка СССР П. Устинова, специалисты Росконцерта В. Соколов, А. Орлов и другие. Профессор Соколов, высоко оценив творческую работу коллектива, отметил, что переход от одноголосого пения к многоголосью говорит о большом прогрессе, похвалил работу художественного руководителя Р. Лесникова.

ПРАЗДНИК НА ЧАЙЛАГЕ

Новую программу для ансамбля делали своими силами художественный руководитель Р. Лесников, балетмейстер А. К. Огнев, репетиторы Г. Тасенко и Р. Ульянов. В репертуаре было около 26 произведений. Первыми из них были «Ленинская партия» А. Чыргал-оола, тувинская народная песня в обработке Р. Лесникова, вокально-хореографическая композиция «Песнь сердца» в музыкальном оформлении А. Чыргал-оола и постановке балетмейстера X. Альмухаметова, тувинская народная песня «Бай-ла тайгам» в обработке Р. Лесникова. Танцы «Дамбыралар» в постановке X. Альмухаметова, русская пляска в постановке Р. Ульянова и другие номера. Костюмы для этой программы и последующих готовила художник по костюмам, позже — заслуженный работник культуры Тувинской АССР Елизавета Аксельрод, приезжавшая из Москвы. Она делала эскизы, снимала мерки и вновь уезжала в столицу. К сроку мы получали готовые костюмы. Москвичка, она была влюблена в Туву, в наше искусство. Учила нас беречь сценическую одежду: если кто-то сидел в костюме или выходил в сценической обуви на улицу, от нее влетало по первое число.

В 1974 году для обновления второго отделения программы в Туву был приглашен главный балетмейстер-постановщик Белорусской ордена Красного знамени филармонии Семен Борисович Гехт. Представление было объединено общим названием — «Праздник на чайлаге». Получилось большое, красочное вокально-хореографическое полотно. Сцены труда и быта, праздничные гулянья, народные обрядовые песни и танцы — все это делало веселый народный праздник на летней стоянке животноводов неповторимым. Большую помощь С. Гехту оказали и местные постановщики, и артисты. Интересно, что С. Гехт по окончании работы не уехал, а остался в филармонии художественным руководителем, потом работал и директором.

Программа очень понравилась зрителям — в ней было много юмора, задора, были включены элементы народной свадьбы, песни с благопожеланиями жениху и невесте, состязания. Музыку написал молодой тогда композитор Д. Хуреш-оол, а слова — Алексей Хуурак. В сюжете использовалась и музыка А. Чыргал-оола. С «Праздником на чайлаге» мы побывали во многих городах Советского Союза и везде слышали только слова благодарности. Тогда же вошли в программу ставшие классикой «Тандым турда», «Ореховая тайга».

Про хоровую группу надо бы сказать особо. Это был действительно хороший хор. Особенно сильной была сопрановая партия: Роля Эренчин, Вера Норбу, Валя Монгуш, Люба Плотникова, Катя Бады-Суур и многие другие. Хоровая группа существовала при Кызылском училище искусств два года как самостоятельный творческий коллектив еще до создания «Саян». Исполнялась и классическая хоровая музыка. Очень хорошо принимали русскую народную песню «А я по лугу...». В программе было более 20 сольных, дуэтных, хоровых произведений. В 1979 году, перед первой стажировкой в творческой мастерской Ленконцерта, хор распустили, оставив только балет и солистов. Самая большая ошибка того времени — ликвидация хоровой группы «Саян». До сегодняшнего дня в Туве нет хора.

Новая программа, посвященная 60-летию Октября, состояла из двух отделений. В первом была показана прошлая жизнь Тувы, стремление к новой жизни, борьба за нее. Звучали кантата «Родина», хоровое произведение «Гнета больше не будет», исполнялся танец шаманов. Второе отделение начиналось с вокально-хореографической композиции «Цветущий край» в постановке монгольского балетмейстера Лха Сурэна. Им же был поставлен «Баядский танец», неизменно горячо принимаемый зрителями и на Волге, и на Дальнем Востоке, и в Сибири наравне со «Звенящей нежностью».

ДНИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Раньше в районах Тувы часто проводили Дни литературы и искусства. Руководители и жители старательно готовились к этим праздникам. При въезде на территорию участников встречали пионеры, артисты художественной самодеятельности района, через всю улицу висели лозунги, звучала музыка, подавали хлеб-соль, чай с молоком.

Выезжали художники со своими выставками, писатели, артисты муздрамтеатра, симфонический оркестр радио и телевидения и, конечно, ансамбль «Саяны». После торжественного открытия в районном центре каждая группа работала в селах по своему графику.

Декада, посвященная 50-летию образования СССР, началась с Пий-Хемского района. Первый концерт давали в Уюке, последний — в Хадыне. Зрители встречали коллектив бурными аплодисментами, словами благодарности. В Пий-Хеме в то время работали корреспонденты журнала «Советский Союз» Г. Головин, Ю. Транквиплицкий, которые отозвались о нас так:

— «Саяны» — это молодой талантливый коллектив. Все у них впереди. О программе, кроме похвалы, ничего сказать не можем. Очень большой вклад Р. Лесникова. Отличные костюмы. Журнал «Советский Союз» выходит на 22 языках во многих странах мира. И мы обязательно расскажем о «Саянах» читателям.

Для артистов было священной обязанностью обслуживание сельчан во время посевных, уборочных кампаний. Выезжали небольшими группами прямо на место работы, чтобы в обеденный перерыв показать концерт. И не дай Бог какому-нибудь коллективу не приехать, как запланировано!

Когда в 1964 году проходили Дни литературы и искусства Тувинской АССР в Москве, посвященные 20-летию вхождения Тувы в состав СССР, «Саян» еще не было. Но некоторые артисты, пришедшие в ансамбль позже, в декаде участвовали, например, Галина Сапогова и Светлана Сурун, некоторые другие. Тогда, приехав из столицы, С.К. Тока сказал, что недалек тот день, когда и у нас будет своя филармония.

В 1974 году в декаде, посвященной 30-летию Советской Тувы, в Москве «Саяны» принимали уже самое активное участие в сводной программе.

В 1984 году торжественный концерт проходил в Государственном концертном зале «Россия». Художественным руководителем программы был народный артист СССР А. Чыргал-оол, главным режиссером — И. Шноль. В программу вошли, в частности, большой сводный хор, конечно, танец «Звенящая нежность», тувинские игры, исполненные цирковой группой под руководством В. Оскал-оола, фрагмент из кинофильма «Дерсу Узала» Акиры Куросавы с участием М. Мунзука и Ю. Соломина.

И в 1994 году состоялся такой же праздник...

В 1975 году наши гастроли начались с городов Средней Азии. Более 18 концертов дали тувинские артисты в различных районах Казахстана. Потом — города Дальнего Востока, Сибири. Братские национальные республики: Калмыкия, Башкирия, Удмуртия, Чувашия. «Золотое кольцо России» — так называют древние русские земли, на которых стоят старые города, хранящие уникальные, особой художественной ценности памятники русской истории и культуры. И везде, во всех этих сокровищницах, мы выступали — не может быть большего счастья.

Поздравляю всех, кто стоял у истоков ансамбля, с кем вместе начинали 50 лет назад.

Конечно, в том далеком 1969 году мы знали, что в 2019 году ансамблю будет 50 лет. Но мы не знали, доживем ли до этого дня. Так получилось, что сами того не подозревая, мы с Донгаком Севековичем Монгушемсобрали очень много материала о коллективе. Просто мы очень любили свой ансамбль и собирали все, что касалось «Саян». Все любительские фотографии и видео снимал сам Донгак Монгуш. На сегодняшний день мы очень рады, что благодаря этому есть архив фотографий, видеофильмов, вырезок из газет, отзывов и так далее, что сейчас мы можем показать и рассказать, как мы работали все эти 50 лет в коллективе. Это не только концерты, но и гастроли, работа над созданием новых концертных программ, пошив костюмов и т.д.

С первых дней работы в ансамбле наши учителя А.Б. Чыргал-оол, Р.Н. Лесников и другие внушали нам, что мы, тувинцы, можем удивить мир своим уникальным самобытным искусством.

Сейчас другая жизнь, другие ценности, цели, но национальное искусство — это достояние республики. Его нужно сохранить. Ветераны ансамбля надеются, что нынешние артисты будут достойными наследниками.

 

От себя лично поздравляю с 50-летием родной ансамбль. Это значимое событие не только для самого коллектива, но и для республики.

Сегодня в честь дня рождения ансамбль дает концерт в Национальном театре. Начало в 19 часов.

Светлана СУРУН,

ветеран ансамбля «Саяны»