Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Пушкин в музыке

5 апреля 2014
1259

В конце первой декады, посвященной Году русского языка в Туве, финальным аккордом прозвучала встреча «А.С. Пушкин в музыке». В зале Кызылского колледжа искусств состоялось интегрированное мероприятие, объединившее преподавателей общеобразовательных и музыкальных дисциплин, посвящённое творчеству великого русского поэта.

Что можно сказать о нём? Про Пушкина говорить так же сложно, как и про солнце: светит — да и всё тут. «Светить всегда, светить везде — вот лозунг мой и солнца!» Наверное, точнее В. Маяковского и не скажешь. Недаром Александра Сергеевича называют «Солнцем» русской поэзии, литературы. Откуда оно могло взяться тогда в России? Может, благодаря экзотической «прививке» древнейшему роду Пушкиных в лице арапа Ганнибала?

В то время, когда в России, 200 лет назад, русский язык считался языком черни, грубым, неотёсанным, простонародным. Возможно, и был таким до Пушкина? И всё светское общество, да и сам Пушкин, упорно учил и говорил на изящном и грациозном французском языке? Недаром и прозвище в лицее у Сашеньки было «француз» (возможно, за его знание французского языка?). Но вскормлен мальчик простым народным языком и своей бабушки Марии Алексеевны, троюродной сестрой отца Сергея Львовича, и любимой нянюшки, простой крепостной крестьянки Арины Родионовны, которую он называл даже мамушкой:

 «Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

 Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…»

Он вдруг заговорил светоносным и лучезарным, красивейшим и чистейшим русским, созданным им самим. И до сих пор не превзойдённым никем. Даже не заговорил, а, скорее, запел поэтичнейшим языком.

На мероприятии говорили о Пушкине не только как о создателе русского литературного языка, так как этот год также посвящён русскому языку. Задевались темы его патриотического воспитания в Царскосельском лицее, который должен был за короткое время взрастить образованных государственных деятелей (для создания конституции, как во всех цивилизованных европейских странах). Вот как Пушкин сам писал о профессоре политических наук Куницыне:

«Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена!»

 

Мы дали клятву: всё, родимый,

Всё без раздела — кровь и труд,

Готовы в бой неколебимо,

Неколебимо — правды суд.

И лицей вырастил государственных деятелей не только для создания конституции, по замыслу Сперанского, министра внутренних дел, но и не побоявшихся прийти на Сенатскую площадь Петербурга. Мы знаем это событие как восстание декабристов: цель — свержение самодержавия и создание более демократичного общества.

В лекции, подготовленной автором этих строк, касались и основных дат в жизни Пушкина, и его ссылки на Кавказ, и ссылки в Михайловское, и любовных приключений, встречавшихся на его жизненном пути. Но, главное, она сопровождалась музыкальными произведениями, написанными на стихи А.С. Пушкина, касающихся этих жизненных событий. Они, как музыкальное оформление, дорисовывали все жизненные коллизии, выпавшие на долю поэта.

В прекрасном исполнении Эльвиры Докулак присутствующие прослушали известные романсы С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне» и А. Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца». А закончила певица романсом, написанным (на стихи из южной ссылки) известным лириком русской музыки Н. Римским-Корсаковым «Редеет облаков летучая гряда…», являющимся своеобразным апофеозом кавказских зарисовок.

Очень проникновенно прозвучали и романсы в исполнении А. Ондар-Салчак: Н. Римского-Корсакого «На холмах Грузии», Ц. Кюи «Царскосельская статуя», М. Глинки «Я помню чудное мгновение». Зарисовки михайловской ссылки были продемонстрированы романсами, написанными на Пушкинские стихи Г. Свиридовым, которые он создал, будучи студентом музыкального техникума, к столетию со дня смерти поэта. Это такой известный романс на слова из «19 октября». (Напомню: дата открытия лицея, которую Пушкин отмечал ежегодно новым стихотворением, например, когда его друзья-лицеисты были уже в Сибири, «19 октября 1828 г.»:

«Усердно помолившись богу,

Лицею прокричав «ура»,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.») А еще — «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога» и стоящий несколько особняком романс «Подъезжая под Ижоры», исполненные Э. Докулак. А закончила она выступление романсом «Ночь» А. Рубинштейна. Это объяснением в любви, очевидно, Наталье Гончаровой, так получилось из подачи лекции (почему бы и не домыслить?..), после прочитанного стихотворения «Мадонна». Пушкин ведь не оставил посвящения, кому именно предназначаются эти стихи. Если ещё учесть воспоминание М. Раевской, в замужестве М. Волконской (той самой, последовавшей за мужем на 30 лет в Сибирь, после восстания декабристов), которая писала: «Как поэт, он имел много увлечений, и считал даже своим долгом быть влюблённым во всех встречающихся хорошеньких девушек и женщин». Зато в наследство нам оставил много восхитительных и прелестных стихотворений (посвящённых этим девушкам и женщинам). В следующих строках видно, о чем мечтал Александр Сергеевич:

 «Ах, ведает мой добрый гений,

Что предпочёл бы я бессмертию души? —

БЕССМЕРТИЕ МОИХ ТВОРЕНИЙ!»

И, как любой поэт, Пушкин — немножечко пророк, он чувствовал бессмертие своей души:

 «Я памятник воздвиг себе

 нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа…

Слух обо мне пройдёт по всей Руси

 великой

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн,

И ныне дикий тунгус,

И друг степей — калмык.»

Еще хочу из этого стихотворения напомнить такие пророческие слова:

«Нет, весь я не умру —

 душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит —

И славен буду я, доколь

 в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит».

Сбылось.

Наталья РАИТИНА,

преподаватель ККИ