Тувинская правда 12+

Психика управляет телом

9 октября 2018
484

Важно, чтобы технология не заменяла человеку человека

В канун Дня психического здоровья наш корреспондент встретился с врачом-психотерапевтом Сайлык Ондар из Центра психического здоровья, чтобы узнать, какие сегодня существуют факторы, негативно влияющие на психическое здоровье подрастающего поколения, и что делать родителям, если они замечают, что с их чадом происходит что-то странное? Неправильное отношение к гаджетам и отсутствие общения вне Сети — вот два наиболее распространенных фактора, негативно сказывающихся на психическом здоровье не только детей и молодежи, но взрослых, считает врач.

— Сайлык Валерьевна, как я понимаю, психическое здоровье — термин, который несколько выходит за рамки медицины. По-моему, это понятие шире, чем просто отсутствие психических заболеваний.

— Если брать психическое здоровье в широком смысле, то оно включает и духовное состояние человека, и физическое, и эмоциональное. Проще говоря, психическое здоровье — это совокупность качеств и способностей человека, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде.

— Молодежь с какими проблемами к вам приходит?

— Чаще всего это нарушение поведения и эмоций. В социуме, когда не могут адаптироваться. Вторая проблема — это агрессия, компьютерная зависимость, игромания.

— Что сегодня мешает человеку адаптироваться в социальной среде? Есть мнение, что наша психика, ментальное состояние просто не поспевает за техническим прогрессом, за ростом динамики нашей жизни. Например, подобным частично объясняют феномен «хикикомори», возникший в Японии, — людей отказывающихся от социальной жизни, стремящихся к крайней степени уединения. Что все же мешает человеку сегодня находиться одновременно в гармонии с самим собой, окружающим миром, технологиями?

— Действительно, у нас сейчас век высоких технологий. Сегодняшний человек — это продукт эволюции. Когда технологический прогресс идет быстрее, чем наша эволюция, тогда возникают трудности. Ведь и развитие человеческой психики идет поэтапно. Научно доказано, на каком этапе своего развития отдельный человек должен начинать, скажем, говорить. Ребенок должен начать разговаривать к 1,5 — 2 годам. Если этого не происходит, то говорят о задержке. Сегодня смартфоны есть почти у каждого. Когда их не было, с детьми больше разговаривали, больше общались. Сегодня дети «сидят» в Интернете, смотрят картинки, которые «не разговаривают» с ними. Подобное не формирует у ребенка потребности в общении. Из-за этого становится больше детей аутистического спектра. В десять раз сегодня таких детей больше, чем было раньше. Это научный факт. Отсюда идет и задержка речи, нарушение сна и эмоций, поведенческих реакций. Мультик, например, включишь, там присутствует агрессия. Как на это реагировать, ребенку никто не подсказывает. Компьютер и телефон не учат свои эмоции дифференцировать, а это ведь очень важно.

— Это если говорить о детях. А какие негативные факторы влияют на психическое здоровье молодежи?

— Если говорить о молодежи, то это, конечно, компьютерная и интернет-зависимость, азартные игры. То есть связано, опять же, с этой технологией. Я читала лекцию в ТувГУ среди студентов, спрашиваю у них: кто из вас cможет прожить без телефона? Из 80 человек только двое подняли руки. А ведь еще каких-то двадцать лет назад телефонов, смартфонов вообще не было.

— Но, опять же, с позиций той самой эволюции: человек когда-то открыл огонь, и сейчас, образно выражаясь, без огня мы тоже не сможем прожить. Человек к хорошему быстро привыкает. Быть может, это мы сейчас живем по каким-то старым стандартам.

— Гаджеты — это, конечно же, хорошо, но важно правильно с ними выстраивать отношения. Телефон, компьютер — это друзья и помощники в работе, в личной сфере. Прогресс — это хорошо: сквозь большие расстояния с помощью мессенджеров, например, можно передать какую-то информацию, поделиться с друзьями приятной новостью, узнать что-то. Но, вместе с тем, при чрезмерном использовании гаджетов возникают и негативные последствия. Люди теряют нормальные навыки чтения, навыки использования литературного языка в обиходе; молодежь говорит на сленге, который с помощью Интернета очень быстро распространяется. Важно, чтобы технология не заменяла человеку человека. В каждом конкретном случае, когда возникают проблемы, прослеживается один и тот же механизм их происхождения — неправильное воспитание.

Например, захожу как-то в магазин сотовых телефонов, стоит мама с сыном лет 10-11, и слышу, она говорит продавцу: «Мне нужен для сына игровой телефон, чтобы на нем он мог играть в игры». Это уже неправильное воспитание, ведь 10-11 лет — это период увлеченности для ребенка. Ребенок в таком возрасте увлекается всем. Родителям в этот период свое чадо, наоборот, нужно не в компьютерные игры загонять, а отправлять «на просторы»: общение, спорт, творчество, музыка и т.д. Родители же часто неосознанно или, наоборот, осознанно идут на такое: ребенок играет в компьютер дома, он всегда на виду, так его легче контролировать. Это вредит социализации и адаптации ребенка, потому что он все равно выйдет на улицу. А если не выйдет, то у него очень большие проблемы будут в личной жизни в период взросления. Хотят этого родители или нет, но этот этап придет.

— То есть у ребенка просто не будут наработаны навыки специфического общения?

— Да. Когда ко мне приводят таких «детей» 27 лет, то время, увы, уже ушло. Теперь приходится формировать навыки с помощью тренингов, помогать преодолевать страх. Мы, психологи, считаем, что контроль для родителей — нужная вещь, но жесткий контроль куда хуже, чем дать ребенку свободу выбора, которая позволит ему научиться брать ответственность на себя. В воспитании важна середина.

— Но где родителям научиться воспитывать своих детей правильно, чувствовать эту середину?

— Есть курсы. Сейчас и лекции в школах бывают. У нас в центре психического здоровья есть школа родителей, где мы читаем лекции. Что такое подростковый период, какие у него особенности, с которыми могут столкнуться родители. Есть даже Интернет, где родители могут почитать что-то для себя о воспитании, сделать выводы. Но, к сожалению, родители видят проблемы у своих детей, но не видят их в себе. То есть сами не хотят меняться. Например, родители говорят: «Мой ребенок целыми днями у компьютера, по дому мне не помогает, друзей у него нет». В результате работы выясняется, что сами родители целыми днями сидят дома, общаются с друзьями и родственниками по телефону. Какой пример они ребенку подают? С ребенком начинаешь работать, он становится уверенным, начинает говорить «нет», когда нужно, в том числе и родителям. Родителям это не нравится. Формирование личности — это переломный момент и для ребенка, и для взрослого. Взрослому нужно принять взросление своего ребенка. Сказать: «Молодец, можешь открыть дверь без меня». А у нас родители, когда это видят, сталкиваются со своим личностным невротическим страхом. «Он уже взрослый. Как я без него?» В норме это должно происходить в подростковом возрасте. И если этому препятствовать, то начинают страдать и ребенок, и родители.

— Если родители видят, что у ребенка проблемы, что им делать?

— К сожалению, многие родители поступают по принципу: лишь бы другие не узнали. Они боятся осуждения общества. Это тоже старая модель поведения. Из-за этого родители эмоционально неустойчивое поведение, странности в ребенке стараются проигнорировать. Мол, подростковый возраст, все пройдет. Когда ребенок начинает резать себе руки и ноги, таблетки пить, только в этот момент глаза у них открываются, и они начинают осознавать, что что-то с ним не так. Нужно наблюдать за своим ребенком и общаться с ним. В первую очередь, каждому ребенку нужно общение. Не только детям — это очень важно и для молодежи. Семнадцать-восемнадцать лет, когда первые поцелуи, первые какие-то сексуальные отношения, гормональные взрывы. Подростки постоянно находятся в состоянии тревоги, возникают комплексы. Именно в этот момент нужна поддержка родителей, пояснение, что то, что происходит с ними — это нормально. Так можно снизить у подростка тревогу. Если родители сами не могут, то нужно обращаться к психологам, к психотерапевтам. Именно вот с этой проблемой, вот с этим первым звоночком. Самим консультироваться со специалистами. «У моего ребенка происходит то-то. Это нормально? Как мне реагировать?». Советы брать. Хотя бы почитать что-то о переходном возрасте в Интернете.

— Ну вот, если выяснится, что ребенок или подросток, скажем, психопат, это же, вроде, не поддается коррекции?

— Почему? Поддается. Не поддаются коррекции только люди старше 35 лет. Там уже устойчивое формирование личности. Но психотерапия семейная нужна. С психопатией работают только группой, только в комплексе. Без группы это очень трудно изменить. Психотерапия — это ведь не радикальный метод, как хирургия. Мы ничего не иссякаем, ничего не убираем. Мы видоизменяем. Видоизменяем отношение к чему-то, меняем жизненную позицию.

— Дети идут на контакт?

— Дети охотно идут на контакт, потому что они чувствуют, что это то, что им нужно. Но, к сожалению, большая проблема именно с родителями. Родители не признают своих ошибок. Они думают, что проблема только у ребенка. «Сделайте с ребенком что-нибудь, напичкайте его лекарства- ми», — часто слышу. А я отвечаю: работу-то с вами нужно проводить.

— А вообще детская терапия допускает использование каких-то препаратов?

— Да, используются лекарства по показаниям. Если у ребенка депрессия, тогда применяются антидепрессанты; если у ребенка нарушения каких-то психических функций — нейролептики. Используем ноотропы, сосудистые препараты, чтобы улучшить мозговое кровообращение.

Родители часто боятся использовать медикаменты при терапии?

— У нас все открыто. Мы поясняем родителям, что это за лекарства. Первое лечение у нас обязательно проходит растительными препаратами. Но если они не дают улучшения, то мы переходим к фармпрепаратам.

— Какова роль спорта и физической активности в психическом здоровье человека?

— Очень велика, особенно для молодежи. В здоровом теле — здоровый дух, этого никто не отменял. Дух — это, конечно, психика. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был психически здоров, нужно его отдавать в спортивные секции, кружки. Агрессия выплескивается на ринге, на тренировке, а снятие агрессии у ребенка — это уже лечение. Мы, психотерапевты, рекомендуем спорт.

— Что бы вы, как психотерапевт, посоветовали родителями, детям, подросткам, молодежи?

— На сегодняшний день я бы хотела, чтобы родители своевременно обращались к психологам за помощью. Психика управляет всем телом. Это первично.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf