Тувинский Национальный музыкально-драматический театр им. Виктора Кок-оола отметил свой 80-летний юбилей премьерой спектакля «Сын синего неба».
Встревоженный, расстроенный и уставший Виктор Кок-оол (актер Олег Сат) обращается с мольбой к своей давно ушедшей матери (Саяна Сат) помочь ему закончить историю восстания 60-ти богатырей (Алдан Маадыр), которую заказал ему Салчак Тока (Оюн Орлан). Она приходит к нему и, как всегда, находит нужные слова и открывает для него тайну Театра — нести людям свет и добро…
Перед зрителями, пришедшими на юбилейный спектакль, разворачивается не просто история писателя, сценариста и театрального гения, а прежде всего — человека. Через созданные им произведения зритель понимает историю республики и страны, характер и переживания писателя.
В центре всей постановки Алексея Ооржака — актер и драматург Виктор Кок-оол. Сложнейшая и сплоченная работа трех актеров — юного Дагба-Доржу Сата, зрелого Айдыса Даржая и опытного Олега Сата — просто и содержательно раскрывает перед зрителями смысл спектакля и жизнь драматурга.
Двухактный спектакль под управлением режиссеров Анзат Куулар и Сюзанны Ооржак, несмотря на объем информации, развивается последовательно, легко и аккуратно: игривое, мистическое и драматическое не перетягивают внимание на себя, а дополняют друг друга.
Начинается все с мистического этюда, который служит вводной для понимания времени и истории начала XX века. Позже мы видим молодого мечтателя, студента ГИТИСа им. Луначарского, вернувшегося из Москвы в родную Туву. Здесь судьба его сводит с первым секретарем Тувинского обкома КПСС Салчаком Токой и открывает перед ним возможности, о которых рассказывала мама. Его предназначение — стать проводником между людьми и искусством.
В 1936 году Виктор Шогжапович основывает тувинский музыкально-драматический театр и под руководством наставника из Москвы режиссера-постановщика Ивана Яковлевича Исполнева (Виктор Наксыл) открывает курсы театрального мастерства, где объединяет молодых и талантливых актеров, композиторов и писателей — Максима Мунзука (Саян Монгуш), Алексея Чыргал-оола (Леонид Кан-оол), Николая Олзей-оола (Уран-оол Стал-оол) и других.
Одним из достоинств визуального решения спектакля можно и нужно отметить небольшое количество декораций и отсутствие лишних предметов. При минимальных затратах удается задействовать все пространство сцены, чего только стоит идея постановки сдачи театрального материала: когда перед зрителями сцена и зал музыкально-драматического театра, где размещаются актеры, Виктор Кок-оол и Иван Исполнев, воссоздается на сцене самого театра. Получается матрешка, но в тоже время яркая и запоминающаяся.
«Время не стоит на месте», — произнес уже взрослый мужчина со сцены, автор пьес «Хайыраан бот», «Ах, красавица», «Самбажык». И он был прав. Музыкально-драматический театр пережил многое: и взлеты, и неудачи. Сейчас его труппа имеет все возможности не просто удивить зрителя своим репертуаром, но и начать новый, значительный этапа своей судьбы.
Виктория ЛАЧУГИНА