ОБРАЩЕНИЕ
Общественной палаты РТ и глав религиозных конфессий Тувы к населению республики
Как уже сообщалось, очередное заседание Общественной палаты Республики Тыва было посвящено теме: «Роль представителей различных религиозных конфессий по искоренению алкоголизации, наркомании и табакокурения населения Республики Тыва в свете ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Послания Главы Республики Тыва Ш.В.Кара-оола Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва о положении в республике и государственной политике на 2014 год. 100 лет вместе. Вчера. Сегодня. Завтра». В результате обсуждения участники заседания, в числе которых были и главы основных религиозных конфессий Тувы, приняли обращение к населению республики.
Уважаемые земляки!
Почти каждый день в городах и селах нашей малой родины происходят трагедии, в результате которых калечатся судьбы и рушатся семьи. Добровольное сумасше-ствие — алкоголизм, наркомания — стало национальным бедствием. Пагубная страсть толкает людей на преступления, ввергает в горе и нужду, лишает детей счастливого детства.
Сложная ситуация в нашей многонациональной, многоконфессиональной республике вызывает у нас глубокую скорбь и обеспокоенность. Таким порокам, как пьянство и наркомания, нет места ни в одной из религий. Основные мировые религии исповедуют воздержание, самодисциплину, самосовершенствование, что подразумевает и воздержание от опьяняющих и одурманивающих веществ.
В буддизме — спиртное изначально трактовалось как порождение демонов, изготовленное из свирепости, бешенства, яда и крови демона. Поэтому одно из изречений Будды гласит: «Воздерживайтесь вовсе от употребления спиртного, влекущего к множеству пороков».
Буддизм и алкоголь являются несовместимыми. Это предусматривается «Десятью заповедями», которые обязаны соблюдать посвященные в буддизм монахи, а также «Пятью заповедями», которые предназначены для верующих буддистов-мирян: никого не лишать жизни, не лгать, не красть, не прелюбодействовать, не употреблять пьянящие напитки.
В наши дни священнослужители последовательно выступают духовными проводниками и инициаторами антиалкогольных акций, как, например, в Калмыкии, где Центральный Хурул, по решению Верховного ламы, призвал жителей республики участвовать в ритуале принятия обета трезвости в день рождения Будды Шакьямуни — 15 июня. Обет трезвости соблюдается до конца священного месяца Урс Сар. Считается, что все благие действия, совершенные в этот месяц, позволяют накопить большое количество духовных заслуг. Акция под названием «Принимаю обет трезвости» была поддержана общественностью, многими и государственными и муниципальными организациями. Это очень полезный опыт.
Позиция духовного лидера буддистов Его Святейшества далай-ламы XIV по отношению к человеческим порокам однозначна. Он выступил с призывом к жителям Тувы отказаться от употребления спиртных напитков и наркотиков.
Примеры неумеренного потребления вина и поступков, совершенных под его воздействием, предаются суровому осуждению и в христианстве. О пагубных для общественного бытия последствиях этого порока всегда свидетельствовала и православная церковь, несмотря на то, что употребление вина в меру не возбранено человеку, как это видно из Священного Писания. Однако, учитывая очень низкое качество современных алкогольных напитков, особенно пива, водки и алкогольных коктейлей, производство которых ориентировано на огромный объем потребления, употребление таких желательно сократить до самых редких случаев. «Не упивайтеся вином», — говорил апостол Павел. Святитель Тихон Задонский указывает, что пьянство «порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним». «Однако у данной проблемы есть и более глубокий — духовный — аспект», — высказывается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Человек, одержимый этой губительной страстью, не только искажает свою природу и терпит материальный урон, но и гибнет духовно, попадая в рабство греха. Не случайно апостол Павел предупреждает нас о том, что пьяницы Царства Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 6: 10).
На сегодня в масштабах России православная церковь накопила большой опыт совместной с государственными структурами работы по профилактике алкоголизма. Почти на каждом богослужении возносятся молитвы за одержимых страстью пьянства и наркомании, читаются молебны. В Библии алкоголь часто увязан со словом «горе», а в исламском мире Коран совершенно конкретно и недвусмысленно запрещает людям не только употреблять опьяняющие напитки, но и участвовать в их продаже, рекламе и организации употребления. Считается, что делать бизнес на несчастье людей запретно в религии, это подрывает основы общества.
Древнейшая религия тувинцев «шаманизм» исповедует воздержание от употребления спиртного. Члены Общественной палаты Республики Тыва, представители различных религиозных конфессий убедительно рекомендуют жителям Республики Тыва резко сократить употребление спиртного при проведении свадеб, похорон, различных юбилейных и коллективных мероприятий. И сегодня, по данным Международной академии трезвости, большая часть населения земли придерживается здравого смысла и непреложных истин, проповедуемых религиозными учениями. Две трети жителей планеты являются убежденными трезвенниками. Более шестисот больших и малых народов не употребляют алкоголь, не курят и не одурманивают себя наркотиками. Абсолютный сухой закон реально действует в 41-ом государстве мира. Понятно, что достигается это не в одночасье, а порою очень жесткими методами, но трезвая жизнь в государстве возможна.
Самой эффективной стратегией борьбы с алкоголизмом признана пропаганда здорового образа жизни. И причем не столько государством, сколько гражданскими и общественными организациями. Поэтому в нашей республике лучшие силы общества, в том числе и религиозные, направлены на искоренение этих страшных социальных болезней. Продажа алкогольной продукции ограничивается временными и возрастными рамками. Усилиями активистов организуются сходы граждан, на которых создаются территории трезвости, среди молодежи культивируется нетерпимое отношение к пьянству и наркомании.
Свой вклад в общее дело отрезвления, пропаганды здорового образа жизни и профилактики вносят и продолжают вносить государственные и муниципальные органы власти и Общественная палата Республики Тыва. Можно уверенно утверждать, что в нашей республике создана идеологическая база борьбы с алкоголизмом, наркоманией, которая нашла крепкую опору в духовно-нравственных традициях народов, ее населяющих. Важной вехой на пути к исцелению стало формирование Совета отцов Республики Тыва, принятие Кодекса чести мужчины Тувы, призванного повысить статус мужчин, укрепить семью, включиться в борьбу против алкоголизации и детской беспризорности.
Представители религиозных конфессий совместными усилиями ведут индивидуальную работу с людьми, которые больны социальными недугами, через встречи, беседы с членами их семей и родственниками, влияют на пьющего человека, посещают неблагополучные семьи.
Методика, которая сегодня используется при работе с населением, должна динамично изменяться в интересах дела и счастливого будущего. Важно четко обозначить круг лиц, жаждущих исцеления от недуга, составить для каждого индивидуальную программу реабилитации, периодически проводить встречи с участием широкого круга специалистов, координировать деятельность с профильными ведомствами. Эта работа требует неустанного совершенствования, а способы воздействия на человека должны быть понятными и востребованными. Ведь многие даже не задумываются, что каждый из нас может жить осмысленно, в труде и радости, которую дает чувство исполненного долга перед семьей и Родиной.
Это очень сложная, но по-настоящему подвижническая и благородная миссия: пробудить интерес к жизни, помочь человеку сделать первый, пусть небольшой, но очень важный шаг.
С уважением,
Х.Д. МОНГУШ, председатель Общественной палаты РТ;
М.Б. КЕНИН-ЛОПСАН, пожизненный президент тувинских шаманов;
ФЕОФАН, епископ Кызылский и Тывинский;
Тензин ЦУЛТИМ, камбы-лама буддистов Тувы.