По иску Управления Роспотребнадзора Тувы в интересах потребителя фирма «Экомир» выплатит сумму, превышающую стоимость товара почти в десять раз.
Судебным решением в пользу пострадавшего потребителя обернулась нашумевшая в 2015 году история с реализацией дорогостоящих фильтров для воды фирмой «Экомир». Гражданка купила фильтр за 63 174 рубля вместе с установкой оборудования в кредит через банк «Восточный экспресс банк». На столь значительные для семейного бюджета затраты женщина решилась, поддавшись красочной убедительной речи продавцов о вреде неочищенной водопроводной воды для здоровья. В процессе использования потребитель обнаружила изменение цвета воды и металлический привкус, что и стало поводом для обращения к продавцу с требованием о замене товара. Однако компания не приняла товар, ссылаясь на бесспорное качество товара. Женщина неоднократно предъявляла претензию о замене товара, на что ответ так и не поступил, и это явилось для нее поводом для обращения в судебные органы. В ходе судебных тяжб судом проведена независимая экспертиза товара, согласно которому дано заключение об отсутствии заводского брака и соответствия качеству. Казалось бы, дело шло к нулю, однако суд по своей инициативе привлек в дело в качестве органа, уполномоченного давать заключения по делам о защите прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва. По ходатайству сотрудника Управления Роспотребнадзора по РТ дело было отложено на более поздний срок для подготовки заключения по делу и дачи рекомендаций потребителю в части уточнения исковых требований. После уточнения исковых требований цена иска с 63 174 рублей возросла до 303 513 рублей, поскольку товар был куплен еще в 2015 году, а неустойка за отказ в удовлетворении требований потребителя по замене товара составляет один процент за каждый день просрочки от цены товара, и не ставит никаких ограничений по начислению.
Таким образом, в результате рассмотрения данного дела все требования потребителя, несмотря на отрицательное заключение эксперта, были удовлетворены в полном объеме, поскольку, важным обстоятельством в данном деле явилось наличие неоднократно предъявленных претензий потребителем о замене товара. Согласно ч.5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Данная норма перевесила выводы суда в пользу потребителя несмотря на вынесенное не в пользу потребителя экспертное заключение, поскольку продавец вообще не исполнил обязательства по принятии товара, которые предусмотрены в самом законе, что сыграло с ним плохую игру.
Суд вынес решение о взыскании с ООО «Экомир» в пользу потребителя стоимости товара в 67 900 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, 235 613 рублей в счет неустойки и штрафа в размере 154 250 рублей. ООО «Экомир» по решению суда обязано выплатить также госпошлину в размере 4 635 рублей и 9 871 рубль в доход федерального бюджета в счет возмещения расходов по проведению экспертизы.
Мораль данного правоотношения является поводом задуматься о том, что может и политика государства направлена на защиту предпринимателей, но права и законные интересы потребителей, простых граждан, все же закон ставит намного выше.
Чечена БУЛЫТОВА