В ночь с понедельника на вторник республика встретила Шагаа — новый год по лунному календарю. Традиционный праздник начала весны закончился на площади Арата, где с самого утра проводились народные гуляния. Однако еще ночью горожане и гости столицы встречались в местах проведения обрядов «Сан салыр» — возжигания огня, принесения в дар пламеню «белой пищи» и ожидания первых лучей солнца, с которыми на землю, по поверьям, и приходит новый год.
— Пока есть солнце и луна, этот обряд будет проводиться, — заметил газете один из шаманов общества «Тэнгри-Угер», проводивших мистерию огня в Национальном парке, на берегу, напротив слияния двух рек.
Таких обрядовых площадок в Кызыле и в его окрестностях было много. Возле памятника Кадарчы, рядом с субурганом, недалеко от УСК «Субедей»; сияла оранжевая точка в окружении холодного света гирлянд прожекторов на горе Догээ, а недалеко от слияния рек, где камлали шаманы, «белую пищу» в дар огню приносили ламы храма Цеченлинг.
На этот обряд люди редко приходили поодиночке. Шли туда в компании друзей, а чаще выбирались на мистерию вместе со всей семьей: помолиться, очиститься, принести в дар духам «белую пищу» со своего праздничного стола.
Шаманские дунгуры в парке «запели» задолго до того, как зимний небосклон на востоке подернулся красной завесой. Их рокот летел над рекой, над деревьями парка — разносясь далеко от места мистерии. Его басовитые тяжелые раскаты было слышно даже возле памятника «Центр Азии». А оранжевое марево от костра Сан-салыра легко можно было заметить, едва ступив на велодорожку в парке. Оттуда, где оранжевые отблески играли меж деревьев, легкий морозный ветерок приносил ароматы артыша, горелой древесины и сгорающей в огне жертвенной «белой пищи».
— Этот обряд закрывает старый год и открывает новый, — объяснил изданию шаман общества «Тэнгри-Угер» Равиль Фахрутдинов. — С первыми лучами солнца приходит новый год. Он дает всем радость, открывает дорогу в новую жизнь, в новые дела, в новое богатство и новые свершения. А этот обряд закрывает все старое: старые невзгоды, например.
Когда начинает светать и костер догорает, шаманы и те редкие посетители, дотерпевшие, несмотря на холод, почти до конца, нестройной процессией под звуки все тех же бубнов идут на восток встречать первые лучи солнца. И только когда оранжевый диск блеснет из-за ондумских кряжей, тогда и смолкнет шаманский дунгур. Новый год, значит, уже наступил. Обряд окончен…
Однако не окончено само празднование. На площади Арата утром, ближе к обеду, были развернуты народные гулянья. Медлительный после бессонной ночи (в Шагаа ведь нельзя спать) народ, быстро снова был в тонусе, размявшись в традиционных молодецких забавах, таких как «кудерер даш» — поднятие тяжелых валунов, или поупражнявшись на спор в накидывании аркана. На площади работала ярмарка, публику развлекали артисты. Короткая официальная часть началась мистерией Цам, исполненной коллективом Национального театра. После нее горожан и гостей столицы поздравили глава города Кызыла Ирина Казанцева и мэр Карим Сагаан-оол, отметившие, что Шагаа — это не только национальный праздник.
— Это обновление и очищение души и помыслов человека, — охарактеризовала праздник Казанцева, пожелавшая кызылчанам счастья, благополучия и, конечно же, здоровья.
— Чтобы проблемы и неурядицы остались в ушедшем году, — заключила она.
Антон ПОСОХИН