Замечательно, что придумали федеральную программу «Большие гастроли»! Благодаря ей кызылский зритель имеет возможность дома наслаждаться игрой выдающихся артистов нашей страны. Напомним, первопроходцами были звезды столичного театра имени В. Маяковского, позже к нам приезжали с постановками представители Российского академического молодежного театра (РАМТ). А в нынешнем мае порадовали актеры Московского театра имени Моссовета, который в апреле отметил 95 лет. Два дня в переполненном зале Национального театра РТ зрители знакомились со спектаклем «Опасные связи» Кристофера Хэмптона по одноименному роману Шодерло де Лакло. Перевод с английского языка и редакция — Сергея Таска. Премьера состоялась 16 ноября 2013-го, режиссер-постановщик — народный артист России Павел Хомский, которого уже нет на этом свете. Действует в театре режиссерская коллегия: Юрий Еремин, Сергей Юрский, Андрей Кончаловский.
Гостей, как у нас умеют в театре, встречали радушно, с чаем и кадаками. Подготовили насыщенную программу знакомства с центром Азии: поездка в Алдын-Булак, экскурсия по городу с посещением комплекса «Центр Азии», культпоход в Национальный музей, где показали самые интересные экспозиции, обязательно — золото скифов. Еще съездили в Пий-Хемский район в мараловодческое хозяйство. Но тут подкачала погода, похолодало, выезд на природу не получился таким, как хотелось организаторам.
Отличительная особенность таких визитов — никаких скидок: как даются спектакли в Москве, так они и показываются в провинции. Потому и заказали огромную фуру для перевозки реквизита из столицы. За много часов до представления трудилась художественно-постановочная группа, где командуют Рушан Исмагилов, Олег Фонкац. Это осветители, звукооператор, костюмеры, реквизиторы, гримеры, машинисты сцены. Последним, это восемь человек, досталось больше всего: здесь происходит мгновенная смена картин. Делается всё бесшумно, быстро, я бы сказала, элегантно. За основу взята движущаяся по кругу часть сцены, что весьма важно для воплощения идеи Павла Хомского. И отлажено всё до мелочей: звук, освещение, музыкальные фоновые записи.
Интересно было пройтись за кулисами, наблюдая в полумраке слаженную подготовительную работу. Сразу же вызвали восхищение декорации, яркие костюмы на манекенах. Монтировщики бесстрашно сооружали многоуровневую конструкцию. Хозяева на столике в коридоре за сценой приготовили перекус: чай-кофе в пакетах, сладости, печенье, разная вода.
Нашлось время, хотя и немного, для пресс-конференции. Заместитель руководителя Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры России Руслан Курбатов познакомил журналистов с обширной программой поездок ведущих театров по стране. И если в прошлом году 237 коллективов показали более 1700 спектаклей в 83 регионах, то в этом география расширяется, около 250 театров ждут в 85 регионах. Покажут более 2000 спектаклей. Здорово! К нам же в сентябре приедет еще и Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова.
Виконта де Вальмона — заслуженного артиста России Александра Яцко наши зрители знают по различным сериалам. В спектакле он — отрицательный персонаж. Но в жизни, заверил актер, он совсем другой. А эти французы из истории XVIII века перешли красную черту, чего делать никак нельзя… Александр Владимирович удивлялся аншлагам в таком маленьком нашем городе. И радовался. Ждал встречи со зрителем, надеялся: полюбим друг друга. А от любимой работы испытывает воодушевление. Как-то даже играл на волейбольной площадке перед восьмью зрителями. Всегда хочет слышать отклик зала.
Директор театра — Валентина Панфилова, заслуженный работник культуры РФ. Удивительно, как эта небольшого роста женщина справляется с таким сложным организмом, где каждый с большой буквы «Я».
Валентина Тихоновна вспомнила предысторию гастроли в Туву: в Москве зашел к ней Чылгычы Ондар, заместитель директора НТ, и легко соблазнил на поездку в Кызыл.
Всего в «Моссовете» 108 артистов, а весь состав — 380 человек. У каждого много спектаклей. И молодежь хорошо занята. «Труппа — роскошная». Виктор Сухоруков, Екатерина Гусева, Гоша Куценко и другие известные лицедеи — в штате. Сейчас Ольга (прозвучало ласково-трепетно «Оленька») Остроумова репетирует «Путешествие с моей тетушкой», ставит ее сын Михаил Левитин-младший. В сентябре-октябре надеются пригласить на премьеру. Сейчас на двух московских сценах идет пять премьер. Работают для разных аудиторий.
Заслуженная артистка РФ Ольга Кабо одета просто — вязаная кофта, джинсы, никакого грима. Но на пальцах — изысканные украшения — достойная оправа к ее внешности. Оказывается, очень высокая, 180 сантиметров. И стройная. Хоть сейчас на подиум — всё при ней! 28 января отметила 50 лет, говорит об этом спокойно. В театре коллеги приготовили капустник. Пришли муж, дети, родные, хорошо получилось. Встретила дату с чувством радости, азарта, любовью, ожидает впереди большую дорогу. Опыт накоплен.
С 15 лет снимается в кино, окончила ВГИК, мастерскую С. Бондарчука и И. Скобцевой. Любит атмосферу съемочной площадки. Есть и литературные проекты. Сейчас готовится сюжет телекартины про космос, как Юрий Гагарин полетел: «Журавль в небе». Считает, настоящая история, в которой у нее роль летчицы-испытателя Аси Солнцевой. Вспомнила, как Павел Хомский на репетициях «Опасных связей» говорил: «Олечька, мне в вас гадости не хватает!»… Потом разбирали «полеты», счастье, что мы вместе работали...
И особо выделила художников в «Связях» — постановщика Бориса Бланка, народного художника России, по костюмам Викторию Севрюкову. Бывает, благодаря ее работе находит ключик к характеру героинь. Ждет примерки с нетерпением, мастер на каждого индивидуально создает наряды. Подбирает цветовую гамму тонко. Художник от бога. Муж Кабо не театрал, но когда увидел одну постановку с костюмами Севрюковой, сказал: «Это — театр!»
Какие талисманы берет с собой на гастроли? Пожалуй, никаких. Фото детей. Как держится в форме, да и возраст не ее паспортный? Профессия приучает следить за внешностью — это обязательно. Занимается спортом. Есть лошадь тракененской породы по кличке Покровитель, на нем регулярно тренируется. Плавает. Двое детей от двух мужей. Татьяна, которой в августе будет 20, учится в ГИТИСе на хореографа-постановщика. Вите скоро шесть, есть творческие задатки.
Ольга Кабо — скромный человек. Многое о себе не сказала. Оказывается, когда снималась в «Крестоносце», сама выполняла трюки. Потому она — член Ассоциации каскадеров России. Поет. Была и ведущей на телевидении. Есть дипломы исторического факультета МГУ и высших режиссерских курсов при мастерской Аллы Суриковой и Владимира Фокина. В школе углубленно учила английский язык, наверняка помогло в съемках американского фильма «Бегущий по льду». В конце ХХ века прошла отбор на кандидатов в полет на космическую станцию «Мир», но ушла из проекта из-за первой беременности. Играла в Сеуле, в Южной Корее в театре «Метрополитен опера» роль Кончиты в «Юноне и Авось». В этой же стране в 1992 году получила приз журналистов за роль Марии в фильме «Чокнутые» на фестивале стран Азии и Тихого океана. А у нас в 1997-м удостоена первого приза Московского театрального фестиваля имени И. Смоктуновского.
И именно героиня Ольги Кабо маркиза де Мертей оказалась в центре показанного у нас спектакля. Интересные декорации, создающие легкость атмосферы, в которой плелись нешуточные интриги. Тут обыграны возможности вееров с рисунками-картинами. Не только как украшения на стенках, но и занавесей. Роскошные костюмы, которых сшили огромное количество практически для каждой картины. Замечательный ансамбль артистов, что дышат в унисон. И те самые гадости свершаются играючи и непринужденно, такие уж натуры у главных героев, виконта де Вальмона и маркизы де Мертей. Им от скуки хочется перещеголять друг друга в сотворении трагедий в жизни людей, их окружающих. И даже смерти несчастных, что попали в расставленные сети интриг игроков, не останавливают мужчину и женщину, которые когда-то любили друг друга…
Два часа 40 минут пролетают мгновенно. Сила и мощь театрального искусства захватили нас. Пленили. Очаровали. Вызывали ни с чем несравнимые эмоции. Уже больше недели прошло после визита москвичей, а до сих пор находишься под впечатлением от увиденного и услышанного.
Зрители устроили оглушительные овации. Принимали москвичей прекрасно. Понимали их историю глубоко. Осыпали цветами. Да, века прошли с той поры, как родился сюжет произведения. А в человеческих натурах до сих пор живы пороки, о которых в нем рассказано. Но и сила таких постановок в том, что они заставляют остановиться на бегу и задуматься о ценностях вечных.
Всё-таки театр делает нас лучше! Спасибо за приезд и прекрасную игру, москвичи!
Марина КЕНИН-ЛОПСАН