Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Правила диктует Интернет

25 февраля 2014
1834

В конце прошлого года мои публикации отметили на IV Всероссийском конкурсе журналистов региональных СМИ «Панацея». Победители конкурса приехали на церемонию награждения в Москву. Церемонию приурочили к Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве». В старом здании МГУ на Моховой, 9 собрались преподаватели факультетов и отделений журналистики известных российских университетов. Их оппонентами выступили «практики» из печатных изданий и электронных средств массовой информации. Дискуссия предоставила хорошую возможность для то­го, чтобы понять, чем живет сегодня журналистское сообщество страны.

На пленарном заседании были обозначены ключевые темы конференции. Тон задала декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова. Задачи средств массовой информации, по ее мнению, заключаются в том, чтобы объединить разноуровневые, раздробленные сферы, из которых состоит ныне общество. В этом смысле и печать, и электронные средства массовой информации близки к системе образования, системе институтов культуры, а вместе они создают идентичность для государства. Закономерно, что государство пытается разработать политику в области печати и электронных средств массовой информации. В результате СМИ, с точки зрения социологов и политологов, встроены в систему управления страной. Показательно в этом плане их участие в информационных войнах с международными оппонентами.

Остановилась Вартанова и на роли Интернета в медиапространстве. Глобальная сеть, как мощный информационный ресурс, отличается от традиционных СМИ возможностью очень точно откликаться на индивидуальные запросы и потребности потребителя. На этих принципах строится и обратная связь в Интернете. Однако такая доступность привела к тому, что настроения в электронном мире чаще всего моделируют непрофессионалы.

— На этом фоне как раз и происходят кардинальные изменения в подходах журналистики, — подхватил эту мысль руководитель онлайнового информационного агентства из Барнаула Юрий Пургин. — Контроль редакторов за содержанием в электронной сфере утрачивается. Рядовой пользователь Интернета «властной» рукой сам управляет информационным контентом.

Главными конкурентами онлайновых агентств, по мнению Пургина, стали социальные сети. Они давно перестали быть только местом для общения. И целенаправленно работают на потребителя.

— Миру, в котором мы, профессиональные журналисты, боролись за внимание аудитории, пришел конец . Завершилась и наша монополия на редактирование и распространение информации.

«Независимое сообщество» пользователей Интернета делится новостями, паразитируя на информации тех же онлайновых агентств, редактируя их и давая свою интерпретацию. Каждый участник Сети форматирует для себя свое «собственное» СМИ, в котором удобно только ему. Забраться в этот « информационный пузырь» традиционному СМИ весьма проблематично , особенно если речь идет о местном издании.

— Условно говоря, — заметил Пургин, — вместо «ресторанной» пищи потребитель информации получает некий фаст-фуд.

Гость конференции — профессор Института социологии Венгерской академии наук Пал Тамаш дал свою характеристику электронной блогосфере:

— У нее хороший аппетит и очень острые зубы.

Интернет стал площадкой для интеграции традиционных средств коммуникации, таких как периодическая печать, радио и телевидение. И речь идет, по мнению венгерского профессора, о подходах в реализации «конечного продукта» под названием информация.

Весьма острым здесь оказывается вопрос о защите авторских прав на эту информацию.

— Можно, конечно, потребовать деньги за чтение газеты в Интернете. Однако люди уже привыкли к тому, что платить за информацию не надо. И в таком случае беспроигрышными из вариантов являются дешевизна или бесплатность контента.

Любое из государств, по мнению профессора Тамаша, утверждает себя и в создании собственного языкового контента. Неважно, как этот контент создается — грубыми методами или «очень красиво». Однако если платный русскоязычный контент будет востребован среди пользователей Интернета в России, то за ее пределами, в тех же Украине или Грузии, его просто не станут читать.

Много говорилось на конференции и о будущем периодической печати.

— Газета всегда была элементом сложившейся культуры, — считает Юрий Пургин, — и в этом качестве останется в электронном пространстве.

Профессиональный подход в написании и в подаче материалов, по его мнению, также сохранится. Однако в Сети газета возьмет на себя роль навигатора и, помимо информационных материалов, «обрастет» еще страницами для объявлений и афиш, на размещении которых сможет зарабатывать. Роль журналистов расширится: на электронной площадке они смогут общаться со своими читателями и возьмут на себя роль модератора в обсуждении своего же материала. Так уже работают в электронном пространстве сотрудники онлайнового агентства, которым руководит Пургин. «Пробный шар» в этом качестве уже сделали за границей и особенно здесь продвинулись в Швеция, там блогосфера активно подключена к выпуску электронного номера газеты. Сходные примеры деятельности появились в России, и даже больше того — обрели узкую специализацию. В европейской части страны появились, например, интернет-газеты для жителей сельской глубинки, мнениями там обмениваются фермеры, модератор просто расставляет их тексты на электронной полосе.

По мнению Тамаша, «бумажная» газета в ближайшие годы окончательно обретет «желтые» черты. Ее будут покупать для чтения в метро, в автобусе или в самолете. Сходной видится ему и судьба журналов. «На бумаге» останутся только развлекательные издания. Серьезная же, аналитическая журналистика сменит прописку, и читатель будет знакомиться с ней только в Интернете. Там «поселятся», к примеру, такие газеты как «Таймс» или «Файнэншнл таймс», чтение их давно стало в Велико­британии и традицией, и элементом культуры поведения образованного человека.

Способы выживания печатных изданий и электронных СМИ стали отдельной темой. Декан факультета журналистики Уральского федерального университета Борис Лозовский даже ввел при обсуждении темы характерное понятие — информационное сопровождение.

— Если средства массовой информации не получают денег из бюджета, а рекламная деятельность не приносит больших доходов, то именно этот способ деятельности определяет устойчивость и независимость издания на информационном поле. Журналисты активно работают с инсайдерами, с лицами, которые в структурах государственной власти, особенно в спецслужбах, имеют доступ к секретной или скрытой информации. СМИ активно пользуются и утечками информации, «сливами», которые организуют заинтересованные лица. Успех независимых средств массовой информации невозможно представить без такого «стиля поведения».

— Это один из ответов на то, как государственные структуры усиливают свои позиции на информационном поле, — заметил Лозов­ский.

В прошлом году, отметил он, правительство Свердловской области израсходовало на СМИ 1 млрд. 133 млн. рублей. Из них лишь малую толику — на областные издания и телевидение, учредителями которого является. Львиная доля ушла на реализацию проектов, связанных с приобретением лояльного отношения к власти частными СМИ.

Пищу для размышлений и выводов дали Лозовскому прошлогодние выборы главы Екатеринбурга, в ходе которых были испытаны все приемы информационной войны. А победил на них Евгений Ройзман, «независимый» кандидат. Причем, победил, не имея никаких медийных ресурсов, кроме одного онлайного агентства, онлайновой газеты и собственного блога.

— Осенью 2013 года мы наблюдали обратный эффект массированного информационного воздействия на избирателя. Те ресурсы, которые были направлены на то, чтобы не допустить на выборы «независимого кандидата», оказались неэффективными. Ройзман продемонстрировал в этой борьбе за мэрское кресло иммунитет к пропаганде, к такой ее разновидности, как черный пиар. Одним из способов борьбы стало полное безразличие кандидата к тому, что говорили и писали о нем в СМИ, контролируемых губернатором.

Другой случай связан с недавним судом над руководителем онлайнового информационного агент­ства Ура.ру и редактора электронной газеты Аксаной Пановой. Она получила два года условно, миллион рублей штрафа и два года за­прета на журналистскую деятельность, по формулировке суда — за вымогательство и шантаж. Запрет на работу в СМИ — случай беспрецедентный для судебной практики страны.

Аудитория, по мнению Лозовского, весьма не глупа сегодня и различает, что достойно ее внимания, а что противоречит ее установкам. Психологические приемы, которые были задействованы в Екатеринбурге, дали отрицательный результат и показали, что позицию на выборах горожане определили для себя благодаря Интернету. В Сети же перед ними поставили конкретную задачу — за кого проголосовать. И задача, как оказалось, была поставлена без­ошибочно.

Темы, ставшие на конференции ключевыми, показали, насколько готово сообщество журналистов к вызовам времени. Жесткие приемы, которые отрабатываются на информационном поле, не только требуют иного подхода в понимании событий, но и серьезного научного анализа. Электронное пространство все жестче диктует свои правила. Нужна некая хартия поведения журналиста в новых условиях, в которых он не растерял бы (и не разменял) профессиональные качества.

Михаил РУДАКОВ; Кызыл — Москва — Кызыл, февраль 2014 г.