Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Показатель достатка

29 января 2019
593

5 февраля с первыми лучами солнца в Туве встретят Шагаа.

Издревле тувинцы возжигали ритуальные костры сан в знак благодарности и уважения духам-хозяевам. Обряд «сан салыр» является древним, потому очень важной и особой частью празднования Шагаа. Сан салыры делали следующим образом: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливали три больших камня и на них устраивали жертвенный костер, на который клали ветку можжевельника – артыша, затем – самую почетную и лакомую часть принесенной белой пищи. Все эти действа воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству Огня. При этом обязательно обходили три раза жертвенник сан салыры, произнося благопожелания и просили благополучия в наступившем году. 

Во время отсутствия мужчин женщины совершали около своего жилища биче сан салыр – малый обряд возжигания ритуального костра для кормления духа-хозяина домашнего очага. Женщины обходили три раза свой жертвенник сан салыры, читая благопожелания, окропляя землю молоком с помощью ритуальной ложки — тос карак.

В преддверии Шагаа готовится большое количество угощений для всех, кто зайдет в праздничный день в гости. Важно было, чтобы праздничный стол ломился от изобилия вкусной еды. На Шагаа в каждой юрте достают специально припасенные продукты, которые заготавливали ещё осенью, перед зимней перекочевкой. Традицию заготовки мяса и хырбача (мясное ассорти) называли ууже кылыр.

А в канун Шагаа совершалось ууже бузар – вскрытие ранее спрятанных до зимы запасов мяса. Из хырбача варился очень наваристый и вкусный суп мун, а другую почетную праздничную еду хой ужазы (овечий курдюк) устанавливали в почетной части юрты дор. Этому блюду придается особое значение, обычно оно предназначается самым уважаемым гостям.

Вареный курдюк кладется в нарядное корытце и обкладывается по краям лепешками улдун-боова. Жирный курдюк — показатель достатка и сытой жизни. Угощение этим блюдом — пожелание процветания, подразумевающее уважительное отношение к гостю, чтобы он и дальше жил богато и без печалей. Также варили хан – кровяную колбасу; кургултай – прямую кишку, начиненную мясом; манчы – тувинские пельмени и т. д.

Для Шагаа готовили различные виды выпечки (боова – пресные лепешки, боор- зак – печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем). К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: суттуг шай – молочный чай, саржаг – топленое масло, ореме – молочная пенка, быштак – пресный и прессованный сыры, курут – разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молока и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты, перед буддийским алтарем, как подношение божествам и зажигали лампаду.

С особым трепетом готовили лепешку улдун-боова (форма которой напоминает подошву от обуви), которая символизирует след человека на Земле. След может быть счастливым и несчастливым. Угощая лепешкой улдун-боова, выражают желание делить со всеми счастье и горе. Улдун-боова готовили только во время наиболее значимых праздников и похорон. Во время Шагаа друг на друга складывают нечетное количество лепешек улдун-боова, на сложенные пласты накладывают ореме и сладости. Лепешки обычно лежат до 8-го числа нового месяца и только потом их раздают гостям.

В праздник Шагаа угощали всех, кто заходил в юрту. Для того, чтобы узнать еще больше о традициях празднования Шагаа, переходите по ссылке http://tuvanfolk.com/shagaa.