Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Подарок кызылчанам

8 июля 2017
713

Гастрольное лето в Кызыле порадовало нас встречами с замечательными артистами Москвы. Практически сразу после прощания с Российским академическим молодежным театром (РАМТ) в воскресенье, второго июня, встречали коллектив Центрального академического театра Российской Армии (ЦАТРА). Это договаривался министр культуры РТ Алдар Тамдын месяца три назад о поездке. И в понедельник, вторник, третьего и четвертого июля, в нашей столице зрители увидели на сцене Национального театра РТ три постановки известного коллектива.

Оказывается, группа из 32 человек (планировалось 35) на самолете Вооруженных сил РФ (спецборт закреплен за театром) долетела до Абакана, по земле перевалила Саяны. Сразу приступили к подготовке площадки. К встрече с тувинским зрителем отнеслись весьма ответственно.

И как заметил руководитель гастролей, заместитель директора ЦАТРА Виталий Матросов (здесь где-то лет пять на посту, работал до этого в театре Станиславского), дисциплина в коллективе — железная. Составляются списки на поездку, никаких капризов, раздумий — все едут. Народная артистка СССР Людмила Чурсина — в строю, у нее четыре спектакля. Главный режиссер народный артист РФ Борис Морозов в свои 73 года плодотворно работает, ставит в разных жанрах, на сценах России и за рубежом. Борис Афанасьевич более 25 лет, с перерывом, служит в известном огромном доме в виде пятиконечной звезды (строили его с 1934 по 1940, а первое представление дали еще шестого февраля 1930-го), где самая большая сцена в Европе, по которой и танки запросто двигаются. С народной артисткой России Ларисой Голубкиной в главной роли, например, в ЦАТРА создал французскую комедию «Ма-Мурэ» Ж. Сармана. Есть лицедеи с «говорящими» фамилиями: Пожарский, например, или Кутузов. А Алису Богарт мы знаем по сериальной работе. Шефствуют над армейскими частями — это давняя традиция. Недавно выступили в Плесецке, где космодром, что в 180 километрах от Архангельска. Побывали и в Сирии. После Кызыла сегодня, шестого июля, показывают спектакли уже абаканцам. Из Хакасии своим же самолетом возвращаются в столицу.

Все постановки для кызыл- чан — творения заслуженного артиста России Андрея Бадулина. Это зоологическая оратория «Доктор Айболит, или Путешествие в страну обезьян» К. Чуковского, «Старомодная комедия» А. Арбузова, «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина. Декорации, как сказал Виталий Леонидович, для гастролей, компактный вариант.

Андрей Николаевич родился в Брянске, второго августа ему будет 59. Высшее образование получил в Московском институте электронной техники, даже четыре года поработал в закрытом учреждении. Потом — ГИТИС, где занимался у мэтров Андрея Гончарова и Марка Захарова. Однокурсники дразнили Андерсеном, попали в точку: ставит много для детей.

Хейфец пригласил в ЦАТРА, тут всего за два месяца начинающий режиссер создал «Приключения Чипполино», члены худсовета посмотрели, после чего новичок оказался в штате. Бывало, мог и заблудиться в огромном здании в первое время. Его работа «Похищение принцессы Фей» попала в Книгу рекордов Гиннеса: «сочинили» великана около 20 метров ростом (площадка позволяет) с трехметровыми руками и такими же ботинками — оказалась самая большая фигура в драматическом театре.

Режиссеру не чужды идеи минимализма. Считает: актер — главный. Ставит то, что интересно сегодня. Театр — дом родной. Работал с Зельдиным, Касаткиной, Голубкиной. Считает, в коллективе добрая атмосфера. Такой заповедник, целый город, без звездности. Думает: любой театр имеет право на существование, значит, и репертуарный.

Спектакли Андрея Бадулина оказались востребованы кызылской аудиторией. Сколько чувств, эмоций, единения зала и сцены они породили. Да, та самая искра вдохновения, красоты, высокого Искусства пробежала разрядом между зрителями и артистами. И бурные продолжительные овации с криками «Браво!», «Молодцы!» тому подтверждение.

Известная история Корнея Чуковского подана в режиссерском ключе, с танцами и песенками, другими трюками. Лицедеи выкладываются на все 100. Я часть постановки специально посмотрела из-за кулис: так видно, с артистов пот льется. А как бурно реагировали на происходящее детки! Даже пираты были не страшные, их перевоспитали. Режиссер не скрывает, что любит счастливые концовки сюжетов. Очень высокий и худой доктор на поклонах оказался весьма чутким человеком: у сцены стояла маленькая девочка и… ждала, глядя на врача животных. Взрослый понял малышку — и наклонился, пожал ей руку. На одной волне чувств оказались ребенок и старший. Думаю, юная зрительница запомнила этот момент на всю жизнь: пообщалась с самим Айболитом, героем, любимым детворой многих поколений.

На почти комедию Арбузова, думаю, многие пришли ради счастья увидеть Алину Покровскую, народную артистку РСФСР. Какая она на сцене, создательница образа героини из знаменитых «Офицеров», что не сходят с экранов десятки лет. Ожидания никого не обманули: известный (и по фильму тоже) сюжет подан режиссером с удачно подобранной кинохроникой советских лет, тщательно отобранным музыкальным сопровождением. Такие штрихи точно окутывают дыханием времени. Артисты даже «прогуливаются» по залу, что дает возможность насладиться их игрой вблизи. И образ рабочего сцены, который за два действия произнес только одно слово «антракт», запоминается.

Но в центре внимания — двое, Он и Она. Сюжет разворачивается стремительно, непринужденно. Легкость (не легковесность!) развития истории во всем: движениях, диалогах, многозначительном молчании. То самое мастерство наяву, что и дар от природы, и труд, и работа с режиссером. Яркая удача, работа профессионалов. Глубина понимания биографий обычных одиноких людей. Да, это и философия, вечные ценности, повороты судьбы… Воплотить вроде бы незамысловатую историю нетрудно, но показать ее всеми гранями, трагичными и комичными, дано мэтрам. Чтобы зал дышал с артистами в унисон. И возраст (это требуется и по сюжету) не ощущается у актеров. Сергею Колесникову в этом году исполнилось 60, а Алина Станиславовна на 17 лет его старше. Как они живут на подмостках! Дуэт сложился великолепный. Зрители безоговорочно покорились его магии. Завалили цветами дорогих гостей. Сила Искусства не знает предела…

Алина Станиславовна (девичья фамилия Новак) — родом из Донецка, пришла в ЦАТРА в 1962 году, дебют был в «Душа солдата». В кино — с 1964-го. Много занимается дубляжом, работает на радио. В этом году 55 лет, как она служит в этом театре.

Сергей Владимирович родился в Липецке, получил образование в Астраханском мореходном училище, несколько лет плавал. В ГИТИСе попал в мастерскую Э. Быстрицкой. Работает не только в театре, но и диктором, снимается в кино и телесериалах.

Мы его увидели еще и в «Сане, Ване, с ними Римас». Здесь он создает образ деревенского мужика, Ивана, что трудно жил в колхозе под управством дурака председателя, к тому же доносчика, на фронте попал в плен на 11 дней, потом в партизаны. Но после победы не сразу оказался дома. Без женщины не обошлось… Яркий запоминающийся герой, на каких земля русская держится.

Как говорит режиссер, работа заказная, но получилась. Удача. У Виктора Гуркина произведение называется «…а я остаюся с тобою…», он взял за основу реальную историю из семьи. Посвятил ее погибшим в войне и великим труженицам тыла. Действие разворачивается в далекой уральской деревушке на реке Чусовой. Простая, тяжелая и трогательная жизнь героев захватывает зрителей, запоминается. Ансамбль артистов органичен. Трагичное и комичное соседствуют. Режиссер верен себе: счастливый конец — зал рад. И — бурно. Продолжительные аплодисменты.

Конечно, благодарили гостей за приезд. Это министр культуры РТ Алдар Тамдын, директор театра Станислав Ириль, главный режиссер Алексей Ооржак. Цветы, подарки. Объятия, поцелуи.

Слова Виталия Матросова: надеемся, что эта встреча не последняя, вызвали шквал аплодисментов.

А сейчас нам сделали роскошный подарок.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН