Тувинский национальный ансамбль песни и танца «Саяны» два вечера отмечал 50 лет со дня рождения на сцене Национального театра РТ. Сначала шла программа «Саяны» — полвека в искусстве», после — «Среди вечных Саян».
Собралось много ветеранов коллектива, некоторые даже приехали издалека. Отрадно: как они бодры и энергичны, бесконечные разговоры, обмен координатами, фото на память. Такие встречи несут только положительный заряд. Эмоции, чувствовалось, переполняли. И растекались по залу, где собрались истинные поклонники известного коллектива.
Где только он не побывал в стране и за рубежом! В фойе небольшая экспозиция рассказывала языком фотографий и афиш-плакатов, что позади. Особенно интересно рассматривать анонсы, пожелтевшие от времени, но сохранившие аромат прошлого. Очень много было выступавших (даже чересчур!): с приветствиями, подарками, напутствиями. И совершенно справедливо говорилось: вы — достояние республики, хранители эпоса. Похоже, без внимания не остался ни один человек прославленных «Саян».
Не будет гиперболой сказать: артисты побывали во всех уголках родного края. А в прошлом году в нескольких странах Европы, это Франция, Бельгия, Словения, участвовали в нескольких фестивалях, знакомя с культурой народа в центре Азии. Это 98 концертов, 55 тысяч зрителей. И таких эпизодов в биографии юбиляра предостаточно.
Тепло принимали заслуженного артиста Тувинской АССР Хисата Аминова, который попал в Туву в 1965 году из Тобольска, давно уехал, прожив почти 30 лет на берегу Енисея. Он исполнил танец сибирских татар: в 73 года еще постоянно выходит на сцену с несколькими номерами, это 7-8 композиций. Признался: скучаю по Кызылу. «Да здравствует мудрый тувинский народ!» — прозвучало в конце короткого выступления гостя. Другой ветеран, отличник народного просвещения РСФСР, работающая в Российском доме народного творчества, Галина Фурманова пожелала приобрести свой дом: «Я люблю вас!» Вспомнила, как коллектив недавно выступил в Серпухове под Москвой. Зал долго приветствовал заслуженного артиста РФ, народного артиста РТ Донгака Монгуша, которому вручили награду «Звезда «Саян» — танец стал его судьбой. Вспоминали многих: кто стоял у истоков, кто рядом и кого уже нет. Это и хроника, и фото на экране сцены.
Постарались собрать внушительный хор, который подготовил известные мелодии, в репертуаре — десятки лет. Смотрелся он внушительно, да и редкое ныне зрелище. Это и молодежь, и ветераны, и студенты Кызылского колледжа искусств. А как тепло принимали ветерана ансамбля Надежду Куулар, засыпали букетами. Не одна яркая страница биографии «Саян» связана с ее именем. Пела она и с нынешней солисткой Аясмой Кошкендей, что достойно хранит традиции народного исполнительства мелодий. Увидели зрители «Танец с барабанами», «Звенящую нежность», «Охотники и лань», «Эзир кара». В ударе были солисты-певцы Монгун-оол Ондар, Борбак-оол Салчак, Титов Санчат, да весь коллектив очень старался. Действительно, своеобразная ретроспектива золотого фонда «Саян».
Знаменитый исполнитель горлового пения Монгун-оол Дуктенмеевич летом 1993 года (время то было очень непростое) впервые выехал за границу, это была Греция. И в составе именно «Саян», на фестиваль народного творчества, где две недели знакомил с уникальным искусством тувинцев. В том же году осенью с родным коллективом отправился в турне в Америку. А было пареньку тогда 18 лет… Это не только славные страницы биографии ставшего народным хоомейжи Ондара, но и ансамбля, где каждый — уникум.
И всем есть что вспомнить и рассказать. Надежда Куулар, например, очень сдружилась с японцами. И сама выступала в Стране Восходящего Солнца, и к ней как-то на юбилей в Кызыл приезжала целая делегация дорогих гостей, которые и выступили на тувинской сцене. Да, нельзя объять необъятное, гласит мудрость. Но у «саянцев» это почти получается. Яркие личности собирались под творческий кров всегда — дарили частичку себя окружающим, зрителям.
Что отличает этих людей? Приносить радость искусством фольклора тувинцев, находить неординарные решения в создании сюжетов-выступлений. Да много чего еще, за что народ преданно любит артистов. С момента создания «цветочка» (было в начале пути название «Чечек») на той клумбе много взросло замечательных творений.
И всегда хранили традиции, заложенные еще «шатинской» школой 1940-х годов. Его «Звенящую нежность» зрители знают до мелочей в движениях, всегда следят за рисунком танца, ждут его «многорукую» кульминацию — гром оваций. Так было и на этот раз. Солировала Азиана Аракчаа. А кто-то помнит еще и Наталью Рушеву-Ажикмаа, Надежду Даржаа, Евгению Салчак, других красавиц-солисток в этом удивительном танце. Всегда смотрится свежо, ярко, изящно.
Постановок было много разных за 50 лет. Представили монгольские, северные и русские мотивы в танцах и песнях — да так задорно и проникновенно. Но доминировало родное: фольклор, этнография, ойтулаш, вольные кони, борьба национальная. «Ореховая тайга» большого хора — то, что в репертуаре было, есть и будет всегда. Это еще Р. Лесников заложил.
«Среди вечных Саян» — дань традициям, показ и авангардных вещей, где-то и юмор сквозил в постановках. Тут запоминался танец с «музыкальными» инструментами. Артисты подружились с москвичом Константином Семеновым, хореографом. С ним уже была удачная премьера, это «Журавлиная скала» в прошлом году. И на этот раз столичный специалист помогал коллективу в рождении программы. Зрители смотрели внимательно. Судя по аплодисментам, приняли хорошо.
Позади важная веха в жизни «Саян». Пришлось выдержать большие испытания в ходе подготовки праздника. Музыканты чувствовали огромные нагрузки при разучивании большого массива музыки для создания композиции. Достойно справлялись. Это был коллективный труд. Назовем балетмейстеров Аяна Мандан-Хорлуу, Вячеслава Донгака, директора Урану Тулуш, которым многое пришлось взять на себя.
Точка еще не поставлена. Вроде бы у ветеранов есть мысли осенью тоже выйти на сцену. По крайней мере, желание высказано было. Поживем — увидим.
А нынешнему составу, где есть и пятое поколение исполнителей, хотелось бы пожелать больше ежедневной рутинной работы у станка, за инструментами. Надо находить и средства для стажировок за Саянами, это хороший тренинг. Правда, стоящий ныне немалых денег. Тут кураторам «наверху» есть о чем подумать. И еще одно: все-таки одной подготовки в Кызылском колледже искусств недостаточно, надо больше учить молодежи в хореографических училищах. Такая практика и существовала раньше, что давало прекрасные результаты на сцене. Стоит возродить.
Сейчас же у ансамбля, его друзей-помощников большой настрой на работу, на создание новых композиций. Что и радует. Среди вечных Саян пусть сверкает звезда юбиляра. Вечно.
Марина КЕНИН-ЛОПСАН