Тувинская правда 12+

Почему нас принимают за китайцев

17 ноября 2016
1099

Группа тувинских спорт­сменов, ждущих на Красноярском вокзале своего рейса домой после соревнований, устало переговаривались между собой. Напротив сидел мужчина с девочкой лет семи и между ними проходил такой диалог.

— Папа, а это китайцы? — спросила девочка.

— Они, доча… — вздыхая ответил мужчина.

Услышав этот разговор, я не мог не вмешаться.

— Вообще-то, мы тувинцы, а не китайцы, — заметил я.

— А какая разница?

— Республика Тыва находится в составе Российской Федерации, стыдно не знать этого.

Этот разговор натолкнул на давно волнующую, важную для нашего общества, тему. Почему жители одной страны ничего не знают о своих соотечественниках, о тех, с кем по соседству они проживают на территории одной страны и с кем в случае чего предстоит встать плечом к плечу на её защиту. Сегодня средний житель центральной полосы не знает, какие республики входят в состав Российской Федерации, частенько ошибочно называя, к примеру, ненца или ингуша приезжим или иностранцем. Москвичи подавно любого человека неславянской внешности автоматически записывают в ряды иммигрантов или гастарбайтеров. За примером далеко ходить не приходится, история, описанная выше, произошла между жителями одного федерального округа, жители которого, как оказалось, не знают, кто живёт с ними по соседству.

Россия многонациональная, поликультурная страна, в которой официально представлены все три мировые религии, в которой проживают более 160 этносов, говорящих на 174 (а по некоторым данным и более 1000) языках и наречиях. Это многообразие, исторически сложившееся, а не созданное искусственно, делает нашу страну уникальной. Народы нашей страны дополняют друг друга, и делают ещё сильнее, что доказала Великая Отечественная война, например. Так почему же некоторые сегодняшние россияне забыли о том, насколько многогранна и многолика наша страна?

Беда в том, что отсутствует иллюстративное олицетворение многоликости нашей страны. Гражданину, если он не имеет тяги к такого рода знаниям, попросту негде почерпнуть нужную информацию. Уроков географии страны в начальной школе явно не хватает. В комментариях к этнографическому диктанту можно было прочитать дикие вещи, пользователи писали вопросы: «А что такое Коми?», или «Ижевск — это разве не в Белоруссии?»

Как известно, в современном мире сознание людей, по большей части, — продукт массовой культуры. Но вот что интересно: даже программы федеральных телеканалов не дают цельной картины российского этномира. Фильмы в основном снимаются столичными режиссерами и задействованы в них зачастую такие же московские актёры. Если и встречаются актёры неславянской внешности, то им, как правило, отводятся весьма специфические роли. Кавказцы, чаще всего, это маргинальные личности, террористы или сепаратисты. Азиаты — торговцы на рынке или комические персонажи. Может, я ошибаюсь, но за весь советский период российский кинематограф не произвел ни одного фильма, главным героем которого был бы персонаж с неславянской наружностью. Можно припомнить лишь Амаду Мамадакова и пару-тройку кавказских актёров, но в сценариях им отводятся, как правило, роли третьестепенные. В Америке, допустим, существует негласный кинематогрофический закон, по которому в ленте должны присутствовать и афроамериканцы, и азиаты, и индусы или латинос. То есть все представители американского общества.

Помимо кино существует и более доступный продукт — телевизор. Во всевозможных ток-шоу, сериалах, реалити-шоу тоже, прямо скажем, не пестрят лицами «инородцев». А ведь именно повседневный контент телеканалов показывает срез российского общества, то, как живёт Россия сегодня. Существует даже экранный образ среднестатистических российских семей, такие как «Воронины», «Саша+Таня», многочисленные сериалы профессиональной направленности от «ментовских войн» до «интернов». Все они рисованы в основном с жизни центральной России или столицы.

Даже новостные выпуски федеральных каналов процентов на восемьдесят свёрстаны из новостей о столичной и международной жизни, региональные новости пробиваются в эфир трудно. По крайней мере, новости о Туве выходят крайне редко, и если такие и выходят, то для наших земляков это большое событие. Даже в прогнозе погоды о республике почему-то забывают. Тура, красноярский райцентр, звучит в нем постоянно, а такого субъекта федерации как Тува для синоптиков словно не существует. Это при том, что наш регион резко отличается погодой от большинства соседних.

Кто-то может посчитать это мелочью, но не торопитесь с выводами. Абсолютное большинство моих знакомых москвичей и даже сибиряков, узнав, что республика приравнена к районам Крайнего Севера, и бюджетники получают соответствующие надбавки, начинают возмущенно удивляться: «Это за какие такие заслуги вам северные надбавки платят?! Вы же южнее южной Сибири находитесь! Хорошо устроились за наш счет!»

И в принципе их удивление объяснимо, поскольку климатическую карту страны они составляют для себя по прогнозам погоды, а Тувы в них нет. Даже тогда, когда в январе в соседней Хакасии минус 15, а у нас морозы перевалили за 40.

Национальной составляющей напрочь лишен и другой огромный пласт контента телеканалов — реклама. Допускаю, опять же, что, может быть, что-то я пропустил, но за последний десяток лет на моей памяти в эфире не появлялось ни одного ролика с персонажами не европейской наружности. Впрочем, нет этих персонажей и в другой рекламной продукции. Плакаты ГАИ, федеральных вузов, Пенсионных фондов, всероссийских акций, выборные стенды, видеоролики, информационные баннеры, билбор-ды, — всё то, что можно встретить в любом городе России, как правило, имеет один и тот же облик.

Что остаётся? Мультфильмы? Именно им, казалось бы, государство должно было уделить главную воспитательную функцию. Через что, как не через мультфильмы, можно было бы прививать подрастающему поколению основы межнациональной дружбы, добрососедства и понимания культур друг друга. Увы, и здесь невозможно вспомнить качественного представления России как многонациональной страны, лишь вполне славянские «Маша и медведь», «Аркадий Паравозов», «Барбоскины», «Фиксики», «Смешарики» и т. д.

Налицо проблема, скрытая, напрямую не действующая на раскол в обществе, но явно не содействующая его консолидации. Сегодня у любого нерусского гражданина нашей страны наберётся с десяток забавных, и не очень, историй о том, как его приняли за иностранца. Только в силу внешности. Причём эта проблема настолько укоренилась, что мы уже научились использовать её в свою пользу. Например, студенты в российских городах нередко проходят по чужим пропускам к друзьям в общежитие или на любые другие мероприятия, где необходим документ или бэйдж, удостоверяющий личность. «Для них мы все на одно лицо», — поясняют те, кто не раз пользовался такой ситуацией. Или же в моменты, когда гражданину просто удобно «стать иностранцем». В моменты, когда человек торопится, а его просит сотрудник правопорядка побыть понятым, или в армии, когда удобно отказаться от выполнения приказа ввиду незнания языка или плохого владения им.

Дошло до того, что на плакате одного из питерских вузов, на котором изображены отличники учёбы, по желанию его руководства лицо башкирского студента изготовители вырезали, заменив на славянское. Эта история вызвала бурю негодования в Интернете и стала темой многочисленных «мемов».

Есть масса других вопросов. Почему, например, в одну из самых престижных частей Вооруженных Сил нашей страны, Кремлёвский полк, принимают только обладателей славянской внешности? Кстати, не потому ли многие испанцы или итальянцы, разговорившись с путешествующими по их странам якутами, тувинцами или бурятами, очень удивляются, когда узнают, что перед ними — граждане России. Есть среди тех же среднестатистических испанцев более просвещенные, но и они полагают, что все россияне неславянской наружности — потомки японских или китайских иммигрантов.

Интересно, что гораздо наиболее осведомлены в вопросах национального обустройства России иностранные спортсмены. Особенно в таких видах спорта, как стрельба из лука или единоборства. Свидетельством тому высказывание американца, олимпийского чемпиона по вольной борьбе Джордана Барроуза. Он написал в твиттере: «Я вижу на соревнованиях разных представителей России, мне интересно, почему русских так мало занимается этим видом спорта».

В своё время в Америке стихийно начали появляться по сути закрытые теле- и радиоканалы для афроамериканцев, китайцев, индусов, россиян и т. д., целые направления шоу-бизнеса с ярко выраженной этнической спецификой. Вряд ли этот опыт достоин подражания, поскольку, конечно, не помогает взаимопониманию этносов страны и взаимообогащению их культур. Не случайно есть много примеров того, как китайские иммигранты, жители чайна-таунов, умудрялись состариться в США, так и не освоив государственный язык этой страны.

Нам предстоит выбрать свой путь. И для начала стоит усилить роль государства в тонкой сфере межэтнических отношений. Как? Сложный вопрос. Вряд ли есть смысл делать это с помощью федерального или регионального законодательств. Есть более точные и деликатные методы настройки.

В сфере кинематографии это может быть механизм поощрения грантами, приоритетного финансирования производства фильмов, содействующих межнациональному миру и взаимопониманию.

В сфере общественных отношение — усиление господдержки некоммерческих организаций, решающих задачи межэтнического диалога, взаимообогащения культур.

У нас в республике создан орган исполнительной власти, который станет координировать работу в этих направлениях. Наверное, есть смысл возродить такую же структуру на федеральном уровне. Вряд ли ее стоит наделять некими директивными функциями. Достаточно того, что ее специалисты проведут ревизию деятельности министерств и ведомств, чтобы выявить конфликтогенные точки и выработать рекомендации. Их много, таких как в случае с Кремлевским полком. Решать эти вопросы шумно, вынося в Госдуму или Правительство РФ, — только вредить делу. Скорректировать их в нужную сторону можно на уровне того же министерства обороны или минкультуры, распределяющего финансы для кино. То есть структура, занимающаяся вопросами межнациональных отношений, должна играть роль незамыленного глаза, который оценивает текучку министерств и ведомств со своей, специфичной, точки зрения.

То есть начинать надо с малого, чтобы о многонациональности нашей страны, о том, что все мы — россияне, вспоминали не только перед Днём народного единства или Днём России, но и в ежедневном прогнозе погоды.

Айдын ЛОПСАН

asdf asdf asdf