Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Поближе к небесам

12 ноября 2016
2181

Чуть больше года назад один молодой человек, уроженец Кызыла, увидел будущее. В картине, которая приоткрылась Кызылбаю Монгушу, земля была большим благоухающим садом, по которому, ничем не теснимые, текли по своим делам реки, вольно паслись, где им вздумается, стада животных, а человеческая популяция успела подзабыть, что относительно недавно ежегодно теряла по миллиону своих сородичей. По миллиону и ещё четверти миллиона, по суммарной статистике планеты, погибавших каждый год на дорогах.

Надо сказать, что фантазирует Кызылбай не более любого из нас. А вышеописанную картину будущего придумал не он, а совсем другой человек. Известный учёный и изобретатель. Кызылбай же однажды, занимаясь своими насущными делами, мимоходом вляпался в случайную информацию. Приостановился, вчитался, задумался. Стал наблюдать. И в конце концов… крепко заинтересовался.

С СУМКОЙ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО

Бизнес-менеджер по образованию (окончил Монгольский международный университет), а по складу ума прирождённый технарь, Кызылбай не один год после получения диплома метался в поисках своего места, где бы ему было и интересно, и комфортно, и денежно. Служил государству в Агентстве по развитию предпринимательства, служил крупному бизнесу в «Евросети».

Был месяц, когда он, с тяжёлой дорожной сумкой через плечо, расхаживал по Кызылу, нахваливая перед потенциальными покупателями печатную продукцию. Признаться, всегда хотела узнать, как этим подвижникам хватает сил заниматься тем, чем они занимаются. Приставать к людям, уговаривать купить товар, который им откровенно не нужен. Кызылбай весело смеётся. Эта работа, огорошивает он, была самой интересной из всех, какими ему довелось заниматься.

— О, это был настоящий азарт, — убеждает парень, — показывать продукт, рассказывать о его достоинствах — и делать это так, чтобы человек зажёгся и купил его. И у меня получалось! Потом, когда я анализировал свой опыт, понял, что эта работа приносила мне самое большое удовлетворение.

В конце концов он решился и запустил собственный бизнес. С другом основал СТО, занялся кузовным ремонтом. Через какое-то время ушёл в строительство. Только не строил, поясняет, а ломал: закупил оборудование и ушёл в узкое специализированное направление — демонтаж бетона. Был, подчёркивает, первым, кто предложил кызылчанам такую услугу. Скоро, впрочем, отбойными молотками обзавелись и другие предприниматели, и клиентская очередь заметно поредела. Пришлось думать, в какую сторону двигаться дальше; двинулся в автомобили — к поставке автозапчастей на заказ.

Вот на этой-то страничке своей биографии Кызылбай вспомнил про возможности Интернета. Зарегистрировался в социальных сетях, чтобы там продвигать своё дело, и там-то неожиданно для самого себя, как это сейчас говорится, залип.

ОФИГИТЕЛЬНАЯ ИДЕЯ!

Ежегодно более миллиона двухсот пятидесяти тысяч человек на планете гибнут в автомобильных катастрофах и под колёсами транспортных средств. Сколько погибает животных — тоже можно прикинуть. Цифры потрясающие, но не они около сорока лет назад подвигли советского изобретателя Анатолия Юницкого придумать беспрецедентную в своём роде транспортную систему, которая не имеет аналогов в мире и которая, если её возвести, перевернула бы все существующие представления о возможностях передвижения по земле. Сорок лет назад Юницкий увлёкся проектом неракетного освоения космоса, в процессе которого и родилась идея нового транспорта.

Эта революционная система не только пошла бы на пользу подорванному здоровью планеты, свела на нет дорожно-транспортную смертность, но и существенно сократила бы колоссальные расходы государств на дорожное хозяйство. Да что там! Стоит только взглянуть на то, что изобрёл Юницкий — и понимаешь: вот оно, будущее, о котором мы всё ещё грезим. Думаем, что это невозможно пока ещё, мечта, что лет эдак через сто, быть может… А оказывается — будущее давно уже реализовано, продумано до последнего винтика. Проект его получил не одну серьёзную экспертную оценку и только и ждёт, когда человечество решится уже на кардинальные перемены.

Кызылский парень Кызылбай, как мы уже говорили, глубокий технарь в душе, проектом новой транспортной системы так увлёкся, настолько погрузился в схемы, чертежи и расчёты (понял, говорит, что техническая сторона идеи — просто офигительная), что в конце концов загорелся фанатичным огнём: родная республика должна узнать о том, что мир стоит на пороге технологической революции. Руководители нашего региона, размышлял парень, должны держать руку на пульсе у этой технологии, потому как вот-вот — и махина закрутится. Тем временем многие регионы нашей страны — Ульяновская область, Иркутск, Ханты-Мансийск, Новосибирск — уже проектируют, как лягут новые маршруты на их территориях.

Из обширного материала, который удалось собрать, парень составил презентацию и, с ноутбуком наперевес, пустился по кабинетам тувинской власти. Побывать успел в министерстве дорожно-транспортного комплекса, побеседовал с самим министром.

Заторопился парень, не только гонимый фанатичным огнём. В конце этого месяца, 29 ноября, в Беларуси, где сегодня располагается испытательный полигон и конструкторское бюро изобретателя Юницкого — база его технологического бренда «SkyWay» — состоится первая официальная презентация. Съедутся туда представители многих стран, следящих за развитием проекта, учёные, инженеры и конструкторы. Спустя почти сорок лет упорной работы, пережив несколько банкротств, Юницкий наконец покажет миру готовый образец уже реального будущего. Предполагается, что уже будут заключены рабочие договоры — и стройка начнётся.

Что можно будет увидеть в Беларуси 29 ноября — Кызылбай рассказывает.

«SkyWay» в переводе на русский — это небесные дороги. Изобретатель предлагает планете принципиально иной транспорт. По его мнению, сегодня уже не актуальны ни автомобили, ни тем более поезда и самолёты. Пока Юницкий предлагает четыре вида транспорта: городской (юнибусы), лёгкий прогулочный, грузовой и высокоскоростной междугородний (или международный или даже в будущем — межконтинентальный). Принципиальное отличие этой новаторской системы в том, что транспорт ездит не по дорогам, а по натянутым между станциями струнам. Это нечто, похожее на воздушные рельсы, нависающие над землёй на высоте восьми — десяти метров. Отсюда и другое название технологии — струнный транспорт. Подобно линиям электропередачи, струны поддерживают врытые в землю опорные конструкции.

По расчётам автора, по городу юнибусы будут двигаются со скоростью 150 км в час, скоростной транспорт — 500 км в час. Всё движение, таким образом, осуществляется над землёй, а территорию города, прежде занятую асфальтом и ЖД-путями, можно застроить новыми домами или разбить на ней зелёные сады.

Конструкция сцепления транспорта со струнами такова, что возможность падения машин исключается в принципе.

Но и это ещё не всё. Конструктор просчитал, что с переходом на новую транспортную систему государства сэкономят космические суммы, которые сегодня тратятся на ремонт и содержание дорог. Струнные пути достаточно будет однажды натянуть — и можно забыть о них лет на сто. И ещё. Струнный транспорт абсолютно бесшумный, и в варианте разработчика ему не требуется ни водитель, ни бензин.

На презентации гости увидят два вида транспорта Юницкого, построенные в натуральную величину, и несколько километров струнных путей, по которым составы совершат показательный пробег.

* * *

— Давайте вспомним, — предлагает Кызылбай, — сколько всего нужно предпринять, чтобы просто уехать из Кызыла в Абакан. Если же мы перейдём на струнный транспорт, всё станет просто, как дважды два. Вы подошли к перрону, сели на подошедший юнибус. Вышли на нужной станции, поднялись по эскалатору и пересели на междугороднее направление. Всё.

— Сейчас наша цивилизация выходит на шестой технологический уклад, — заключает Кызылбай. — Вспомним: самый первый технологический уклад связывают с появлением текстиля. Это 18-й век. Второй — когда придумали паровой двигатель. Третий — изобретение бессемеровского процесса. Четвёртый — начало выпуска автомобиля. Пятый — эпоха компьютеров и телекоммуникаций. Мы сейчас в конце пятого технологического уклада, на пороге нового витка. Эксперты считают, что переход начался в конце 2010 года: его знаменуют нанотехнологии, биоинженерия, композитные материалы. Но струнный транспорт, я считаю, в этом списке стоит на первом месте. Когда эта система будет внедрена, мы совершим качественный технологический рывок. Будет максимально снижен разрыв между развитием информационной и транспортной технологий.

…Интересно, что сейчас, обжегшись на партнёрстве с олигархами, Юницкий решил выйти в народ. Рассказав людям о своём изобретении, которое разными способами тормозится уже несколько десятков лет, он пригласил их принять непосредственное участие в реализации самого революционного транспортного проекта будущего. Что у него получится — покажет время, ну а наш Кызылбай — то ли фантазёр, то ли отважный воин прогресса — умудрился заинтересовать небесными дорогами тувинское министерство транспорта. Поездки в Беларусь, правда, не получится, но на «Транспортной неделе-2016», которая в конце ноября пройдёт в Москве, наши пообещали обратить особое внимание на стенды «SkyWay» и даже пригласили Кызылбая поехать в составе тувинской делегации.

Виктория КОНДРАШОВА