Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

По тувинскому опыту

2 ноября 2017
1131

ТУВИНСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА РЕГИОНЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Инициативы Тувы по развитию русского языка оценены на федеральном уровне как достойные применения в других регионах России, где существуют проблемы с его знанием. Речь идет, в частности, о привлечении в школы учителей русского языка, являющихся его носителями. На состоявшемся 30 октября заседании совета по русскому языку при Правительстве РФ вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что поручила Минобрнауки России изучить и реализовать обращения национальных республик Северного Кавказа, которые просят обеспечить русскоязычными учителями их школы.

В Туве, напомним, программу привлечения русских учителей инициировал в 2014-м году глава республики Шолбан Кара-оол. Цель проекта — создать русскую языковую среду в школах сельских поселений с мононациональным, преимущественно тувинским населением. По мнению специалистов, это позволить выправить ситуацию со слабым знанием русского языка среди сельских школьников, которое стало причиной отставания детей по другим предметам и неудач при поступлении в вузы. Решением Гглавы Тувы были учреждены специальные гранты участникам данного проекта — по 1 млн. рублей каждому.

На предложение откликнулись учителя из Красноярского и Пермского краев, Иркутской области, Республики Башкортостан и других регионов. Всем им пришлось пройти конкурсный отбор для участия в проекте. Из полутора десятка желающих сегодня в сельских школах республики конкурс и испытательные сроки прошли всего семь учителей. По словам замминистра образования и науки Тувы Елены Хардиковой, требования к претендентам достаточно высоки, поскольку «республике нужны не просто хорошие педагоги, а подвижники, способные мотивировать детей на освоение языка, который не является для них родным».

Кроме грантов, власти республики учредили и другие виды поддержки для русских учителей, участвующих в проекте. По распоряжению главы республики все они отнесены к категории граждан, которые имеют право на получение коммунальных льгот, бесплатное обеспечение углем на отопление дома и т. д. Особую заботу о педагогах-призывниках проявляют и органы местного самоуправления, оказывающие им поддержку на своем уровне.

Следует отметить, что новшество было очень позитивно воспринято родительским сообществом. Желающих учиться русскому языку у русских учителей оказалось значительно больше, чем позволяют стандарты комплектования классов. Многие родители перевели детей в классы с учителями — носителями русского языка, некоторые даже поменяли школу — на ту, где они преподают. Причем ни их, ни самих детей не останавливают даже неудобства, связанные со сменой школ, — например, необходимость ездить из одного села в другое.

За три года губернаторский проект дополнился множеством других, не менее полезных мер. На его базе Тува (кстати, первой из регионов РФ) разработала и реализует трехлетнюю программу развития русского языка. Общий объем её финансирования около 43 млн. рублей, и республика на 99 процентов обеспечивает его сама. Русский язык объявлен приоритетным направлением другого регионального образовательного проекта — «Успешный выпускник», задачей которого является целенаправленная подготовка школьников к сдаче ЕГЭ.

Сегодня поддержка русского языка в Туве — это целый комплекс мер, охватывающих не одну школу. Они пронизывают всю систему образования, от детских садов до технических училищ и вузов. К примеру, чтобы решить проблему дефицита учителей-русистов, которая остается острой, несмотря на гранты и иные стимулы, власти республики значительно расширили работу по переподготовке собственных кадров. С этой целью Тува заключила соглашение с Иркутской областью — её учительский корпус взял шефство над тувинскими коллегами.

Отчасти преодолеть отсутствие русскоговорящей среды, являющейся одной из ключевых причин слабого знания русского языка тувинскими детьми, помогли современные технологии. минобрнауки Тувы с 2016 года запустил уникальный интернет-проект «Мост дружбы», позволивший завязать живое общение школьников Тувы со сверстниками из других регионов России. Для 38 сельских школ республики предоставили возможность наладить онлайн-контакты с 54 школами на всей территории страны, от Амура до Калининграда. Формат видеомостов позволяет не только практиковать разговорную речь, он бесценен и с многих других точек зрения — познавательной, культурной, коммуникационной и т. д.

Проводимая работа уже приносит реальные плоды. В 2017 году ЕГЭ по русскому в Туве успешно сдали 99,8 процента принимавших участие в экзамене. Количество не преодолевших необходимый для аттестации минимум сократилось по сравнению с предыдущим годом вдвое.

«Тува действительно сделала много, чтобы изменить подходы к проблемам развития русского языка, и не только на своем, региональном уровне, но и в масштабах страны, — считает замминистра образования и науки, главный инспектор по русскому языку Тувы Елена Хардикова. — Ведь до сих пор, если откровенно, о слабом знании русского языка в национальных республиках мало кто говорил открыто и всерьез. Надо отдать должное главе нашей республики — Шолбан Валерьевич увидел проблему и, самое главное, начал действовать. Когда есть такая заинтересованность и поддержка, решения рано или поздно находятся. И, как видите, они верны, раз нашему примеру последовали другие».

Опыт Тувы Минобрнауки РФ планирует распространить как минимум в пяти регионах Северного Кавказа, где сложилась сложная ситуация с уровнем владения русским языком, — в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Чечне.

Юрий НИКИТИН