СИНКРЕТИЧНЫЙ СИМВОЛИЗМ ШОЯ ЧУРУКА
В Красноярске открылась персональная выставка известного тувинского художника Шоя Чурукa.
Выставка талантливого живописца Тувы проходит в Красноярске с 27 октября по 18 ноября. Договоренность о ее проведении была достигнута еще в прошлом году, когда республика в центре Азии отмечала знаменательные даты — 100-летия единения России и Тувы и основания города Кызыла, ранее носившего названия Белоцарск и Красный.
Член Союза художников РФ Шой Чурук является наиболее известным в Туве и за ее пределами художником-живописцем. В его творческой биографии — участие в республиканских, региональных и зарубежных выставках. Среди наиболее крупных — «Сибирь Х» (Новосибирск, 2008), «Две реки: Иртыш и Енисей» (Красноярск, 2011) и другие. С большим резонансом прошли выставки художника в Академии иностранных дел (Москва, 2013) и Совете Федерации Российской Федерации (Москва, 2014), из зарубежных выделяют выставку в городе Эдирна в Турции.
В творчестве Шоя Чурука тема природы Тувы является одной из ведущих. Преобладание пейзажа объясняется органичной связью с природой, подпитанной древними народными традициями. В его картинах можно встретить множество народных мотивов, сюжеты, написанные по тувинским преданиям, часто встречаются буддийские и шаманские элементы.
Многие живописные произведения художника — результат размышлений и поисков «стилизованной Тувы». В них стилизованная форма равнозначна знаку, лаконичному образу, наполненному бесконечным количеством трактовок. Среди них можно отметить такие работы, как «Белая пирамида», «На дорогах жизни», «Рождение», и другие.
Одним из существенных проявлений сформировавшейся индивидуальности художника является, безусловно, колорит живописных работ. Тяготение к повышенной декоративности привело к красочному богатству палитры. Ее можно охарактеризовать как импрессионизм. Цветовая палитра полотен Шоя Чурука создает пространство, наполненное особой энергетикой «своего» мира. Яркая, энергичная, торжествующая — такие эпитеты будут вполне уместны для краткой характеристики цвета в живописи художника.
Толчком к созданию целой серии шедевров изобразительного искусства для художника стали найденные в Туве сенсационные древние памятники скифского времени: курганы Аржаан-1 и Аржаан-2. Скифская тематика, древние загадочные племена, их история и культурное наследие стали источником вдохновения для Шоя Улзайовича. Его работы не похожи ни на что ранее созданное в этой области, и в этом их привлекательность и как предмета для художественной критики, которой есть что анализировать, и как живописного произведения современного изобразительного искусства Тувы.
Исследователи от искусства до сих пор не пришли к единому мнению о стиле автора, и тем интереснее творчество Шоя Чурука. Кто-то пытался назвать его манеру письма «абстракционизмом», кто-то — «символизмом». Была также выдвинута версия, что его живописная манера близка к авангардизму. Если детально анализировать ряд полотен, можно проследить, что истоки письма художника — это орнаментальные мотивы на основе народных традиций. Они, в свою очередь, органично сочетают в себе некоторые тенденции современного искусства конца XX — начала XXI вв. Можно попытаться назвать стиль Шоя Чурука «синкретичным символизмом». Ясно одно — тувинский живописец убедительно доказывает своим творчеством, что в XXI веке его художественные обобщения — живописные полотна, созданные на основе внимательного изучения натуры, с одной стороны, и знаний культурного и духовного наследия родной Тувы — с другой, актуальны, интересны и востребованы во времена глобализации.
Шой Чурук — художник, нашедший себя в творческом мире, смело заявляющий о себе своими произведениями, которые не только отражают его мастерство, но и его внутренний мир.
Напомним, что первая персональная выставка Шоя Чурука с большим успехом прошла в 2012 году в Кызыле в Доме художников, в 2013 году — вторая персональная выставка в Национальном музее РТ и здесь же годом позже состоялась третья персональная выставка живописца.
Любляна ЕНЗАК