1 сентября Тува впервые отметила знаменательную дату — День памяти и чести добровольцев ТНР.
Вместе с тувинским кавалерийским эскадроном, принимавшим участие в освобождении городов и сел Украины, и танкистами были и летчики-добровольцы, которых подготовил первый летчик Тувы Чооду Кидиспей. Это Алексей Ензак и Ховалыг Хопуя.
Под руководством Чооду Кидиспея Чили Чимит и Сергей Хунан-оол освоили сложную технику управления истребителем. А Алексей Ензак и Ховалыг Хопуя обучались вождению штурмовиков. Ребята на маневрах держались уверенно, отлично усваивая практические навыки. В конце учебы они изъявили желание отправиться на фронт, ждали приказа. Однако ни Чимиту Чили, ни Сергею Хунан-оолу повоевать практически не удалось — их отозвали в Туву.
А Ензак и Хопуя, получив приказ, отправились на фронт, начали выполнять боевые задания — летали в тыл врага, вывозили раненых с мест военных действий. Тувинская Народная Республика в то время была другим государством, и добровольцам из ТНР дали русские имена. Ховалыг Хопуя стал Павлом Хлоповым, а Алексей Ензак — Алексеем Егоровым. После окончания войны с Германией их перебросили на восток, где начался разгром японских милитаристов. Они и там в основном выполняли санитарные задания, перевозили военные грузы, летали в тыл врага. После окончания войны с Японией вернулись на родную землю.
Главный врач Перинатального центра Шолбан Хопуя рассказывает о том, что сегодня летная книжка отца одна из главных семейных реликвий. «В ней все типы самолетов, часы налета. Весь летный путь — от «И-16», на котором он начинал в 1939 году, до современных типов самолета», — рассказывает Шолбан Хопуя.
Хопуя Ховалыг Тогдугашевич родился 27 января 1917 г. в п. Суг-Бажи Барун-Хемчикского района в семье бедного арата. Окончил Суг-Бажинскую начальную школу.
В 1939 г. закончил Горно-Алтайский сельскохозяйственный техникум. В 1940-41-е годы был курсантом школы начального летного обучения, затем окончил Пермское летное училище. После окончания учебы стал летчиком-истребителем летного звена при кавалерийском полку ТНР.
В сентябре 1943 года был отправлен на фронт. В 1943-44-е годы служил в 939 авиаполку Забайкальского фронта. Участвовал в разгроме японских милитаристов на Дальнем Востоке. В 1946 году после окончания войны с Японией вернулся. Для него началась новая мирная жизнь в гражданской авиации. В 1946 году был принят пилотом Красноярского управления гражданского воздушного флота в г. Кызыле. Авиастаж составляет 25 лет.
Имеет боевые награды: орден Отечественной войны второй степени, орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд», знаки «Отличник Аэрофлота» и «За безаварийный полет».
Валерий САРЫГЛАР