«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», — сказал Максим Горький. Порою мы не знаем своих героев, живущих рядом. Не надо далеко ходить: нынешняя молодежь ансамбля «Саяны», к сожалению, не знает всех ветеранов-основателей. Мы их в этом винить не можем: сейчас другое время, другие ценности, темп жизни... И нам, ветеранам, будет грош цена, если не донесем до молодого поколения историю создания коллектива.
А была она непростой. Это сейчас все есть, а в те далекие 60-70 годы если у кого-то был хоть плохонький микрофон — это было круто! Красивая, веселая, с песнями и танцами, жизнь на сцене заканчивалась, и после концерта начиналась другая: холодные гостиницы, отсутствие ужина, телефонной связи, невозможность достать грузовую машину, потому что через перевалы другая просто не пройдет, а зрители ждут артистов с концертом.
Любая нация, каждый культурный человек должны знать свои корни, свои истоки, придерживаться правил, которые предписывают помнить и уважать людей, стоявших у истоков культуры и искусства.
Вспомним 1984-й — год сорокалетия вхождения Тувы в состав Советского Союза. В Монголии, в Улан-Баторе, проходила декада тувинской культуры. Представлять Туву из Кызыла вылетела делегация в составе артистов ансамбля «Саяны», музыкально-драматического театра, художников, камнерезов, писателей и композиторов. Из Москвы прибыла цирковая группа под руководством народного артиста СССР Владимира Оскал-оола.
На торжественном открытии декады присутствовали руководители Монгольской Народной Республики и Тувинской АССР. После торжественной части, как всегда, состоялся большой праздничный концерт деятелей культуры и искусства Тувы и Монголии. Настоящий триумф ждал солиста ансамбля «Саяны» Дамба-Доржу Сата, который исполнил монгольскую песню. В конце номера весь зал аплодировал стоя. После концерта к нашему артисту подошел знаменитый монгольский певец, тоже бас, и спросил: «В какой консерватории вы учились? Я — в Ленинградской, а вы?» Сат растерялся, но ответил: «В Баян-Талинской степной консерватории», и тогда собеседник восхищенно произнес: «Да-а, должно быть, очень хорошая консерватория!». После этого Дамба-Доржу быстро закончил разговор, чтобы не возникло дальнейших расспросов. С тех пор все артисты часто вспоминали этот случай.
Дамба-Доржу Сат окончил Баян-Талинскую среднюю школу и сразу начал работать заведующим Домом культуры с. Баян-Тала. С молодых лет был незаменимым участником художественной самодеятельности Дзун-Хемчикского района, завоевывал первые места в Кызыле.
Наступил 1969 год, в столице республики открылась Тувинская государственная филармония и начал свою работу Государственный ансамбль «Саяны». Уже тогда многие люди говорили, что в Чадане есть парень, который очень хорошо поет. Наш министр культуры Матпа Сумбуевич Хомушку едет в Баян-Тала и на своей министерской машине привозит Дамба-Доржу в Кызыл, устраивает на работу в ансамбль.
С этого дня начинается сольная карьера Дамба-Доржу Сата. Его история стала ярким примером того, как простой человек из народа, обладающий прекрасными данными, добивается выдающихся успехов в творчестве. Его знает вся Тува, он снискал поистине народную любовь и уважение своим талантом, добрым отношением к людям.
Дамба-Доржу Дажи-Серенович — лауреат многих фестивалей и конкурсов, был отмечен правительственными наградами и поощрениями других органов государственной власти. Он один из основателей не только «Саян», но и фольклорного ансамбля исполнителей горлового пения «Тыва», в котором сам проработал десять лет и проявил себя как талантливый композитор и организатор. Вместе с доктором искусствоведения Зоей Кыргыс, Геннадием Туматом, Борисом Херлии и другими горловиками создал уникальный коллектив хоомеистов. В своей работе он опирался на воспоминания и опыт таких исполнителей, как Максим Дакпай, Ак-оол Кара-Сал и др. Как член Тувинского регионального отделения Союза композиторов России, Дамба-Доржу Сат всегда помогал молодым исполнителям, передавая свой опыт и репертуар, создавая для них новые музыкальные произведения.
У кого учился сам Дамба-Доржу Сат? Своими главными учителями он считал Роберта Николаевича Лесникова и Алексея Боктаевича Чыргал-оола. Через всю свою жизнь он пронес огромное уважение и любовь к этим людям, и они отвечали ему тем же. Свои первые сочинения он всегда показывал Алексею Чыргал-оолу, который с большим вниманием относился к молодым артистам, делая поправки и давая важные советы.
Не ошибемся, если скажем, что самым знаменитым произведением Д.-Д. Сата является «Эзир-Кара». Это произведение в 2001 году было использовано в качестве музыкального материала для постановки одноименного танца, которую осуществил балетмейстер, народный артист РТ Аян Мандан-Хорлу, аранжировал молодой композитор Октябрь Саая, к сожалению, рано ушедший из этого мира. С первого показа этот номер стал необычайно популярным и любимым зрителями, в первую очередь, из-за прекрасной, воодушевляющей музыки Д-Д. Сата. Именно с этим танцем заслуженный артист РТ Омак Сат в 2004 г. стал обладателем Первой премии конкурса народного танца «Лидер года» среди солистов Государственных ансамблей России. Сам же автор музыки, Дамба-Доржу Сат, за заслуги в области культуры и искусства и долголетнюю трудовую деятельность в 2006 г. становится народным артистом Республики Тува.
Еще при жизни артиста, в 2014 году, по ходатайству жителей с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского района сельскому дому культуры было присвоено имя их знаменитого земляка Дамба-Доржу Дажы-Сереновича Сата. Односельчане гордятся им, понимая, что своим талантом он прославил не только родное село, но и всю Туву. Это первый артист ансамбля «Саяны», который при жизни удостоился высокой чести дать свое имя учреждению культуры. Ветераны ансамбля «Саяны» благодарны землякам своего коллеги за добрую память и почитание знаменитого артиста.
Дамба-Доржу Сат был очень веселым человеком, над его шутками смеялись все вокруг, а его выдумкам не было конца. На какой бы сцене он ни появлялся — везде его встречали шквалом аплодисментов. Его песни: «Дус-Даг суурум», «Ээргиштиг кыстар», «Ырлажып-ла чоруулунар», «Оорлерим эштеримге», «Эзир-Кара» и др. заняли достойное место в репертуаре вокалистов ансамбля «Саяны» и хора ветеранов. Награжденный медалью Российской Федерации «За доблестный труд», знаком Почета Монголии, многими юбилейными медалями, имея признание и уважение земляков, он никогда не кичился своими заслугами и всегда оставался простым, мудрым и добрым человеком. Особенно любил своих четверых детей, внучат, которых у него 12, уважал и ценил свою супругу Веру Ногай-ооловну: она была его продюсером, архивариусом, костюмером, администратором, да и просто хорошим другом, помогавшим во всем. Супруга собирает материал для выпуска диска с его песнями. Надеемся, что найдутся добрые люди и помогут ей в этом. Жаль, что не успели сделать этого при жизни великого артиста. Его творческий стаж 42 года. Он жил для своего любимого зрителя, для воспитания достойной смены, для прославления самобытного творчества тувинского народа.
Дамба-Доржу Сат ушел из жизни в июне 2018 года, не дожив до 50-летия родного коллектива всего десяти месяцев. Он успел дать большое интервью во время съемок фильма об ансамбле «Саяны» и, будучи уже очень больным, шутил: «Снимайте, снимайте меня, а то я скоро уеду на очень долгие гастроли…» Он понимал, что времени совсем мало и хотел поделиться своими воспоминаниями, в первую очередь, для артистов родного коллектива, которые делают первые шаги на профессиональной сцене.
Народный артист РТ Дамба-Доржу Сат навсегда останется в истории тувинского народа, его музыка будет звучать как посмертная награда прекрасному человеку, великому артисту!
Ветераны ансамбля «Саяны»
После торжественной части, как всегда, состоялся большой праздничный концерт деятелей культуры и искусства Тувы и Монголии. Настоящий триумф ждал солиста ансамбля «Саяны» Дамба-Доржу Сата, который исполнил монгольскую песню. В конце номера весь зал аплодировал стоя. После концерта к нашему артисту подошел знаменитый монгольский певец, тоже бас, и спросил: «В какой консерватории вы учились? Я — в Ленинградской, а вы?» Сат растерялся, но ответил: «В Баян-Талинской степной консерватории», и тогда собеседник восхищенно произнес: «Да-а, должно быть, очень хорошая консерватория!». После этого Дамба-Доржу быстро закончил разговор, чтобы не возникло дальнейших расспросов. С тех пор все артисты часто вспоминали этот случай.