Тувинская правда 12+

Певец родного края

16 декабря 2017
678

Недавно в Национальном музее им. Алдан-Маадыр РТ открылась персональная выставка «Певец родного края», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося первого профессионального живописца, первого председателя Союза художников Тувы Сергея Кончуковича Ланзы.

В экспозиции представлено 32 живописных полотна, более 30 предметов из личного архива художника, пять черно-белых фотографий из семейной коллекции творческой личности. На открытии выставки автор этих строк рассказал вкратце о жизни и творчестве Сергея Ланзы, заместитель министра культуры РТ Михаил Монгуш зачитал приветственный адрес в честь юбиляра от министра культуры РТ А. К. Тамдына.

С большим интересом посетители посмотрели приветственный номер учащихся Чырлагандинской средней школы под руководством У. Д. Эртине, которые в концертных костюмах ярко и впечатляюще повествовали нам об истории Самагалтая, Тес-Хемского района, первых тувинских амбын-нойонов и жизненном пути их земляка С. К. Ланзы. Затем выступали Г. Ч. Ширшин, почетный гражданин г. Кызыла, Д. К.-Х. Ооржак, Ш. У. Чурук, Е. Г. Медведева, Т. К. Огнев. Они рассказали о личных встречах с художником, о его влиянии на дальнейшее развитие изобразительного искусства Тувы, о развитии общей культуры в республике с тех пор до нашего времени.

Сергей Кончукович Ланзы в буквальном смысле прославил Туву своими историческими картинами, панорамными пейзажами, национальными натюрмортами на всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Это при его активном организаторском участии искусство тувинских камнерезов становится широко известным во многих странах мира. Это при его активном содействии на первом учредительном съезде художников Тувы весной 1965-го года формируется Тувинское отделение Союза художников РСФСР, председателем которого он был на протяжении 12 лет, до конца своей жизни.

С. К. Ланзы родился 3 ноября 1927 года в местечке Чангыс-Шиви Тес-Хемского кожууна в семье арата. Его детство и первые школьные годы прошли в селе Самагалтае, где юноша выделялся большим интересом к рисованию. Среднюю школу он окончил уже в Кызыле, где впервые познакомился с изобразительным искусством на уроках живописи и рисунка, который вел известный художник В. Ф. Демин.

В 1944 году Сергей Ланзы, одаренная личность, был направлен Министерством просвещения ТНР на учебу в Свердловское художественное училище. Позднее он перевелся в Казанское художественное училище, готовившее учителей рисования и художников театра. В 1949 году после окончания училища Ланзы вернулся в Кызыл и стал работать главным художником Тувинского драматического театра.

Его стремление к совершенствованию художественного мастерства привело к тому, что в 1953 году он поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Восприятие богатейших коллекций художественных музеев, учеба у ведущих российских живописцев — Р. Френца, П. Иванова, П. Белоусова, Е. Моисеенко, М. Копейкина — значительно обогатили молодого тувинского художника, способствовали расширению творческого диапазона, росту реалистического мастерства. В 1959 году Ланзы окончил институт, защитив диплом картиной «К партизанам» на тему из истории гражданской войны в Туве, и вернулся на родину, активно начал творческую работу.

Большая энергия, труд, целеустремленность позволили Сергею Кончуковичу за несколько лет сделать очень много. С начала 1960-х годов он организует местные республиканские выставки, участвует в зональных «Сибирь социалистическая», всероссийских «Советская Россия», всесоюзных «Слава труду» художественных вернисажах.

Его творчество чрезвычайно многогранно и разносторонне: Ланзы работает в станковой живописи, графике, книжной иллюстрации, театральной декорации, организует художественную студию, творческие поездки по республике, помогает тувинским камнерезам в разрешении социальных и жилищных проблем. С трудом он «выбивает» в Москве проект Дома художника и финансирование на его строительство за счет Художественного фонда СХ РСФСР. Остро ставит вопрос о необходимости открытия в Кызыле художественного музея или картинной галереи, ведет большую общественную деятельность на посту председателя правления Союза художников Тувы, выпускает к выставкам каталоги, буклеты, пишет к ним десятки искусствоведческих статей, а также статьи для газет «Тувинская правда» и «Шын».

За огромный вклад в развитие советского изобразительного искусства Тувы Сергею Кончуковичу Ланзы в 1966 году было присвоено высокое звание заслуженного деятеля литературы и искусства Тувинской АССР, в 1968 — заслуженного художника РСФСР, в 1971 ему вручена Государственная премия Тувы и в этом же году он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

На выставке представлена только небольшая часть его творческого наследия из фондов Национального музея. Ланзы оформил много спектаклей на сцене Тувинского музыкально-драматического театра, в его декорациях предстали перед зрителями большинство пьес основного репертуара театра — тувинской, русской и советской классики: «Донгур-оол» С. Тока, «Пробуждение» О. Саган-оола, «Гроза» А. Островского, «Васса Железнова» М. Горького, «Самбажык» В. Кок-оола, «Товарищ директор» М. Мунзука, «Иркутская история» А. Арбузова и многие другие. В книжной графике Ланзы оформил и иллюстрировал десятки книг Тувинского книжного издательства от крупных, богато иллюстрированных изданий — народный эпос «Гэсэр», «Тувинские народные сказки», «Сказания о богатырях», книга С. Сарыг-оола «Богатая родина моя», до брошюр и выпусков альманаха «Улуг-Хем».

Историческая картина в живописи Ланзы занимает ведущее место. Его мать С. А. Быдыргын, народная сказительница, рассказывала молодому художнику множество преданий и легенд об историческом прошлом Тувы, о героическом восстании Алдан-Маадыр и его жестоком подавлении, о революции и красных партизанах. На эти темы Сергей Кончукович создал серию драматических полотен: «Перед казнью 60-ти богатырей», «Допрос в хурээ», «После восстания 60-ти богатырей».

Революционной тематике посвящены картины «Приезд красных партизан в Туву», большое полотно «К партизанам», наполненное тревожной романтикой и трепетным светло-серебристым колоритом.

В более поздних жанровых работах Ланзы показывает бытовую жизнь, трудовую деятельность, праздники жителей республики в картинах «Юность Тувы», «Первый выход на сцену», «С работы», «Праздник воссоединения с Россией», серии полотен «Сюита о моей родине», раскрывающих мажорное оптимистическое восприятие современной жизни.

Пейзаж в творчестве С. К. Ланзы составляет одну из сильных сторон живописного дарования, которое раскрывается во множестве написанных им этюдов разных уголков родного края, будь то берега Енисея, долина реки Хемчик, окрестности Кызыла, крупные новостройки республики: «Утро на Малом Енисее», «Долина Хемчика», «Аржаан Тарыс», «Курорт Чедер», «Долина Самагалтая».

Из богатейшего этюдного материала рождаются пейзажи-картины «Аржаан», «Дорога Ак-Довурак — Абаза», «Строительство асбестового комбината», «Строительство комбината «Хову-Аксы», «Кызыл». В них удлиненный по горизонтали панорамный формат холста, охватывает почти все ландшафты Тувы.

На выставке представлено много интересных живописных портретов. Созданные Ланзы яркие образы современников, писателей, композиторов, простых рабочих, чабанов, медсестер повествуют о многообразии тувинского характера, глубоких человеческих душ, нелегкой судьбе героических личностей. Так, с большой теплотой в светло-красном колорите тщательно прописан небольшой по размеру «Портрет матери». Плотными сочными мазками с большой темпераментной силой выполнены жизнеутверждающие работы: «Автопортрет в красном», «Министр здравоохранения С. Серекей». «Камнерез Раиса Аракчаа», «Композитор Алексей Чыргал-оол», «Портрет жены», «Портрет Б. Д. Бюрбю, заслуженного работника МВД» и ряд других.

Высокую оценку искусствоведов и зрителей вызвали его красочные, развернутые во всем национальном богатстве орнаментированные изделия бытовой утвари, звонкие краски таежных цветов, натюрморты-картины. Это «Натюрморт с халатом», «Натюрморт с багульником», «Натюрморт с седлом».

Сергей Ланзы прожил всего 50 лет, он не проснулся от наркоза после операции, которую ему сделали в 1977 году.

Картины, полотна, ряд эскизов находятся в фондохранилищах Национального музея РТ, Картинной галерее Республики Калмыкия, Музее изобразительного искусства Республики Бурятия, картинной галерее Иркутска, художественных музеях Омска, Красноярска, Томска, Художественном фонде РФ в Москве. Память о нем, великом живописце Тувинской АССР, останется в веках, в сердцах простых посетителей выставки.

Александр ХЕРТЕК,

искусствовед, заслуженный работник культуры РФ

asdf asdf asdf