Текущий год, судя по контрольным цифрам бюджета, существенно поубавит очередь за жильем особой категории льготников — детей-сирот. Бум строительства домов для них начался в прошлом году. Результатом его стали сотни новоселий и… перечень претензий, сходных, по сути, с тем, о которых говорится в публикуемой сегодня статье нашего специального корреспондента Виктории Кондрашовой «С новосельем». Для того, чтобы получить ответы на вопросы, поставленные в нем, корреспондент «Тувинской правды» и наша коллега из газеты «Шын», заинтересовавшаяся этой проблемой, отправились к заместителю председателя правительства РТ — министру строительства и модернизации коммунального хозяйства Александру Свинцову, который любезно пригласил на эту встречу и директора ГКУ «Госстройзаказ» Дмитрия Монгуша, напрямую причастного к строительству жилья для сирот. Как водится, разговор этот вышел за рамки публикации нашего спецкора.
Корр.: Александр Борисович, какова динамика строительства жилья для детей-сирот, есть ли тенденция к ее увеличению? Сколько средств выделяется на реализацию этой программы?
А.С.: Средства на реализацию программы выделяются из федерального и республиканского бюджетов по принципу софинансирования. В прошлом году они составили 316 млн. рублей: 122 млн. из республиканского бюджета, а 194 млн. рублей, соответственно, поступили из Москвы. В текущем году выделено в общей сложности уже 434 млн. рублей, на которые планируется построить жилье для четырех сотен сирот. 404, если быть точным. Как видите, увеличение финансирования программы существенное, но очередь еще очень велика. Дело в том, что закон на сей счет был принят еще в девяностые годы, но фактически реализация его началась в 2009-м, когда под программу в федеральный бюджет стали закладывать целевые средства. Но и тогда решение проблемы сдерживалось несовершенством нормативной базы. Таким образом, мы лишь в позапрошлом году получили реальные рычаги для активизации строительства жилья для сирот и постарались воспользоваться ими по максимуму возможного. К сожалению, принцип софинансирования никто не отменял, а бюджет у нас, увы, не резиновый. А на частные инвестиции в этом вопросе рассчитывать не приходится.
Корр.: А что вы можете сказать по поводу жалоб, которые последнее время стали поступать от получивших по этой программе жилье детей-сирот?
А.С.: Чаще всего жалуются на качество построек, поскольку разброс здесь очень велик. Где-то мы получаем просто образцовые домики. За примером съездите в поселок Каа-Хем, где для детей-сирот ООО «Конус» были возведены дома из кленового бруса. Строительный комплект готовится в заводских условиях. Там брус специальным образом обрабатывается, и он почти не подвержен усадке, появлению трещин, короблению. Затем, уже на месте, после подготовки основания и заливки фундамента, из него в короткое время собирается полноценный дом. К сожалению, не все наши строители ориентируются на подобные стандарты. Мало того, что материал, который ими используется в строительстве, не всегда правильно подобран, так еще и зачастую уровень исполнения работ оставляет желать лучшего.
Корр.: То есть вы считаете, что чаще всего виноват подрядчик? Как, например, в случае с домиками на улице Станционной, что между левобережными дачами и поселком Сукпак? Там дома, если честно, больше походят на макеты.
А.С.: Видите ли, дом от проектирования до его сдачи проходит довольно длинную цепочку из ведомств и организаций, поэтому кого-то «выдергивать» из этой цепочки и называть «крайним» неправильно. К тому же, я не согласен с вами, что дома, построенные на Станционной, походят на макеты. Сделаны они из сибита, материала, который по своим показателям ничем не уступает брусу. Если «станционные» домики сравнить, скажем, с построенными в Шагонаре из бруса, никоим образом не утепленными, то первые соответствуют критериям и федеральным требованиям, предъявляемым к строениям, возведенным по этой программе, в то время как вторые — провинциальная постройка. В защиту компании-застройщика, возводившей дома на Станционной, могут сказать, что у них были довольно сжатые сроки на выполнение контракта. Они быстро развернули лагерь на месте, завезли ребят, и работы, начавшиеся в середине октября, были закончены за два месяца. Так что все было сделано в рекордный срок. Ну а быстро и хорошо редко ходят парой. Где-то оказались недостаточно углубленными заборные столбики; где-то обнаружились дефекты кровельного покрытия. Но организация эта никогда не работала на территории Тувы, и что такое наш ветер, знала лишь понаслышке. Тем более, ребята адекватно реагируют на все наши замечания. Это тоже плюс. Сейчас там картина меняется на глазах, дефекты и недоработки быстро устраняются.
Корр: Насколько мне известно, на Станционной также не решен вопрос транспортной доступности и инженерной инфраструктуры?
А.С.: Этот вопрос находится в компетенции администрации города. Хотя мы тоже озабочены им. Могу лишь заметить, что на стадии проектирования необходимо уделять должное внимания моментам, сопутствующим строительству домов. Позавчера глава республики поручил в кратчайшие сроки решить этот вопрос, так что, думается, в ближайшее время какое-то решение будет найдено. По крайней мере, я на это надеюсь.
Корр.: По вашим словам, проекты домов довольно сильно разнятся, какие основные критерии предъявляются к проекту?
А.С.: Критерий у нас один — соответствие стоимости, определенной в федеральной программе. Что касается материалов, то к ним подход весьма демократичный; это может быть брус, клееный брус, сибит. Рассматривался даже вариант комбинированного бруса. Правда, из за горючего наполнителя с ним поосторожничали — применять не стали. А материал, надо заметить, очень эффективный в плане теплосбережения. Также «на мушке» был и кирпич, но его отвергли из-за финансовых ограничений.
Корр.: А как насчет того, чтобы учесть пожелания самих сирот? Быть может, стоило спросить их мнение, каким они хотят видеть свое будущее жилище?
А.С.: Конечно, это было бы оптимальным решением. Но к строительству жилья для детей-сирот подход комплексный. То есть с точки зрения архитектуры правильно то, чтобы в инженерных решениях, конфигурациях да и во внешнем виде дома на одном участке были одинаковы, а не так, что один дом — такой, другой — такой. Поэтому, к сожалению, мнения сирот мы учитывать не можем.
Корр.: В этом году в каких районах будет продолжаться строительство?
Я надеюсь, что, несмотря на трудности, с которыми мы сталкивались, в частности, при подготовке земельных участков, например, мы сможем продолжить реализацию этой программы во всех районах республики.
Корр.: Не совсем понятно вот что: почему кому-то из сирот жилье передается в собственность, а кто-то занимает его на правах аренды? Объясните, пожалуйста, этот нюанс.
А. С.: Изначально закон предусматривал, что построенное по этой программе жилье будет передаваться сиротам сразу в собственность, но ряд нарушений, с которыми мы столкнулись при реализации программы именно в таком варианте, вынудил федеральные органы власти изменить правовую базу под нее. К примеру, как-то по весне у нас была комплексная проверка Счетной палаты. Мы посетили 12 квартир, в которых не застали ни одного сироту — помещения, выделенные им по этой программе, занимали либо их родственники, либо оно сдавалось в аренду. И, что хуже всего, хозяева этого жилья — сироты, при этом ютились по времянкам, а кое-кто, по некоторым данным, попросту бомжевали. Возникает резонный вопрос: так зачем было устраивать весь сыр-бор? Для галочки?
После этого и было принято решение построенные дома передавать в республиканскую собственность, а уже потом в специализированный фонд для заключения договора социального найма с сиротой без права отчуждения в течение пяти лет. По-видимому, это оптимальный вариант.
Корр.: А как обстоят дела с приобретением жилья для детей-сирот на вторичном рынке?
Дмитрий Монгуш, директор ГКУ «Госстройзаказ».: Да,теоретически реализация программы возможна и с помощью вторичного рынка, но цена за квадратный метр на нем, чаще всего, не совпадает с оговоренной программой. Найти приемлемый ценовой вариант на вторичном рынке довольно сложно, проще — строить.
Корр.: Сколько местных строительных организаций задействовано на возведении жилья для сирот?
А.С.: Из приезжих организаций в этом направлении у нас работает только одна структура, та, что возводила дома на Станционной улице. Остальные — все местные, и кадры на стройку они также подбирают из местных рабочих.
Корр.: Какие требования предъявляются именно к подрядчикам?
А.С.: Прошлый год был первым годам массированного индивидуального строительства домов для детей-сирот. Подобного ему до этого не было. Можно сказать, для нас это был первый опыт, результаты которого разнятся. Есть среди них и печальные. Поскольку большая часть домов строилась на территории муниципальных образований, соответственно, их главам была отведена роль кураторов на местах в реализации этой программы. Так, при подборе подрядных организаций учитывались пожелания глав муниципалитетов. С одной стороны — демократичный подход, но с другой мы получили ряд таких строений, в которые даже стыдно заходить. Кроме кураторства, главам была поставлена задача обеспечить земельные участки под строительство жилья для детей-сирот инженерной инфраструктурой: установить водоколонки, провести электричество. Дело в том, что те средства, которые идут из федерального и республиканского бюджетов на реализацию программы, предусматривают лишь строительство зданий. Хорошо и полно справились с этой задачей лишь главы Улуг-Хемского, Барум-Хемчикского, Чаа-Хольского, Тоджинского, Монгун-Тайгинского и Пий-Хемского районов. Частично удалось реализовать задачи по водоснабжению Бай-Тайгинским муниципалам, главам Тес-Хемского, Эрзинского, Сут-Хольского, Чеди-Хольского, Каа-Хемского и Овюрского районов. Только электрифицировать участки удалось администрациям Кызыла и Кызылского района. Были и такие муниципалитеты, в которых работы в этом направлении вообще не проводились. Этим отличились Дзун Хемчик, Танды и Ак-Довурак.
Корр.: Какие рычаги воздействия есть у властей региона, чтобы заставить своих муниципальных коллег работать в этом направлении «плодотворнее»?
А.С.: Мы решили, что на участках с неподготовленной инфраструктурой в этом году строительство начинаться не будет. Так что главам районов есть над чем задуматься. И не только: время для выполнения обязательств у них пока есть.
Корр.: А не лучше ли передать их курирующие функции какому-то другому ведомству или инстанции?
А.С.: Мы и этот вариант тоже отрабатываем.
Д.М.: Надо так же иметь в виду, что согласно 131 федеральному закону о разграничении полномочий, все мероприятия по технологическому подключению, в том числе и подготовка земельных участков для комплексной застройки, входят в полномочия глав муниципальных образований и не распространяются на органы исполнительной власти субъектов.
Антон ПОСОХИН и Азияна ТАУ ("Шын").