Тувинская правда 12+

Первооткрыватели Тувы

15 июля 2014
1412

Храм Святого Великомученика Георгия в городе Кызыле, к сожалению, редко посещается священником из-за пределов Тувы. А своего священника нет – храм старообрядческий, но действующий, хотя и старенький, деревянный. Об этом сотрудникам Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина, участникам экспедиции в рамках проекта «Этнография старообрядцев Тувы», посвященного 100-летию единения России и Тувы, работа над которым началась в 2012 году, рассказали потомки старообрядцев, проживающих в республике более 100 лет. По мнению многих ученых, именно они были российскими первооткрывателями труднодоступного Урянхайского края.

Старообрядцы принесли с собой огромный земледельческий и пчеловодческий опыт, ранее не свойственные местной кочевой культуре хозяйственные навыки, свои культурно-бытовые традиции и охотно делились ими с местным населением. По словам А. Клюева, «Современный крестьянин-старообрядец отличается трудолюбием, деловой сметкой, хозяйственностью, прагматизмом и даже прижимистостью. Взаимоотношения в семье основаны на глубоком почитании старших и беспрекословном послушании младших. Младшие в семье (и не только дети) на всякое дело просят у старших благословения».

В наше время интерес к теме старообрядцев высок, он связан с общественными тенденциями возврата к утраченным ценностям традиционной культуры. Оставаясь в рамках общерусской культуры, народных традиций, расселившись на огромных просторах Тувы, старообрядцы создали локальные варианты традиций, обрядов, бытовой культуры.

Электронная коллекция «Этнография старообрядцев Тувы» содержит значительные массивы фактических данных и полные тексты (монографии, статьи из научных сборников и периодических изданий на тувинском и русском языках), библиографическую информацию, фото- и аудиоматериалы.

Впервые читателям дана возможность подробно ознакомиться с книжной культурой старообрядцев Тувы по цифровым копиям книг 1575 года выпуска (!) и рукописью начала ХIХ в. старообрядческих общин Тувы, материалами описаний собрания Института истории СО РАН, ГПНТБ СО РАН г. Новосибирска, полевыми материалами, рассказами информантов.

На церемонии открытия Года культуры в России, что была в нашем театре, Национальная библиотека им. А. С. Пушкина приняла участие в выставке достижений республиканских учреждений культуры за 2013 год, представив электронную презентацию проекта «Этнография старообрядцев Тувы», посвященного 100-летию единения Тувы с Россией и приоткрывающую одну из малоисследованных страниц старообрядцев нашего региона.

Выставка-экспозиция «Верность русской старине» с представленными на ней предметами культуры и быта старообрядцев Тувы отлично дополнила электронную презентацию. Русские народные песни в исполнении фольклорного ансамбля «Верея» под руководством Надежды Пономаревой послужили прекрасным дополнением к выставке, включающей разделы:    «Шедевры книжного искусства старообрядцев Тувы» (богослужебные книги: «Библия», «Евангелие», «Псалтирь», «Апостолы», «Часослов»); «Богослужебные предметы» (лестовка, подручник, настенные листы с поучительными текстами); «Предметы быта старообрядцев Тувы» (скатерть, рушники, прялка, рукомойник, туески, подсвечник, деревянные чашки и ложки).

Вся жизнь староверов подчинена строгим религиозным требованиям уставов: молитва и труд – две основные составляющие их бытия. Уникальные старинные книги, представленные на выставке, внешне отличаются от современных старославянским шрифтом, оформлением, иллюстрациями. Это – большого формата, толстые, порой переписанные вручную фолианты. Все книги – старые, читанные поколениями, содержат на полях пометы своих владельцев. И по сей день книги есть в каждом доме селян. Это обычно те, что названы выше.

Участники презентации любовались на изумительные вышивки вековой давности. Как не заглядеться на алый сарафан невесты, отличающийся от традиционного христианского брачного убора, яркую шаль, наброшенную на голову и неприметно сколотую у горла булавкой, венок из полевых цветов; нарядную рубаху с поясом для жениха. Брачный костюм бережно хранили всю жизнь, приписывали ему магические свойства. Считалось, что из-за Божьей благодати он может исцелять, его надевали во время болезни или клали в постель к больному.

Несмотря на бережно хранимые традиции, в наши дни старообрядцы широко используют в хозяйстве автомобили, лодочные моторы, минитракторы, снегоходы, есть у них и сотовые телефоны.

Работа над проектом продолжается.

Ирина ВАСИЛЬЕВА,

ученый секретарь НБ

 

asdf asdf asdf