Детская школа искусств им. Н. Рушевой Кызыла. Ее прошлое тесно связано с историей открытия именно музыкального отделения. За весь период существования это учебное заведение внесло огромную лепту в дело становления и развития профессионального музыкального искусства Тувы.
Именно в этой детской музыкальной школе начинали свое обучение и многие, ставшие в последующем известными, музыканты — инструменталисты и певцы. Это Дина Шевчук — пианистка, 1-я выпускница школы, ныне профессор Новосибирской консерватории; Владимир Тока — пианист, был солистом симфонического оркестра, член Союза композиторов Рос- сии, народный артист РТ; Виктор Тока — первый дирижер симфонического оркестра, заслуженный артист РТ. Наша гордость Надежда Красная — вокалистка, лауреат и победитель международных конкурсов, была солисткой Московской филармонии, сейчас и педагог в Государственной классической академии им. Маймонида в Москве, народная артистка России и Тувы. Екатерина Карелина — музыковед, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РТ, ныне преподаватель Кызылского колледжа искусств; уроженец Тувы Александр Курченко — композитор, член Союза композиторов России, живущий в Москве; и даже Николай Басков — «золотой голос» России, начинавший музыкальное обучение в этой школе. Он учился в 1982-83 гг. у преподавателя Н. В. Романенко. Окончил в школе 1 класс и первую четверть 2 (т. к. его отец был военным, семья Николая переехала на новое место жительства).
Самый главный вклад школы — это подготовка педагогических и исполнительских кадров в сфере музыкального творчества. Многие выпускники школы работали и сейчас работают преподавателями в Кызылском колледже искусств — Г. А. Ломаева, Л. С. Вахромеева, Т. Н. Намай, Н. М. Раитина, В. Ф. Охотникова, А. Н. Саратовкин, Т. В. Исакова, Н. А. Баркова и В. В. Нагорный. В Республиканской шко- ле искусств трудились и работают В. А. Танов, Л. В. Веденеева, М. А. Григорова, И. П. Мартыненко.
Многие выпускники «прописались» и в самой Детской музыкальной школе № 1 г. Кызыла. Некоторые из первых выпускников, закончив обучение в училище искусств и вузах страны, вернулись в школу в качестве преподавателей, вели уроки и работают уже более 40 лет: Т. П. Шананина, В. Г. Шрейнер, Г. Н. Спирина, Е. Ю. Акулова, В. А. Щербаков, С. А. Лунгов, О. С. Житкова, Н. В. Гусева, Т. А. Потапова, Л. В. Григорьева, Ю. Г. Черников, также бывший директор Кызылского колледжа искусств В. В. Нагорный, и директоры детских музыкальных школ А. В. Кузнецова, Н. А. Долгова, Н. М. Ятина, А. Ф. Семенова.
Все выпускники школы с теплотой и благодарностью вспоминают своих первых учителей, особенно о тех, кто работал в школе в 1950-60-70-х годах. Трудно переоценить значение деятельности тех специалистов, которым пришлось жить и работать в Туве в те далекие годы. Итак, 1947 год …
Прошло меньше трех лет с тех пор, как Тувинская Народная Республика (ТНР) добровольно вошла в состав России, и прошло всего два года, как закончилась Великая Отечественная война. Тем не менее, в культурной жизни самой молодой тогда в РСФСР Тувинской автономной области произошло знаменательное событие: открылась первая в регионе детская музыкальная школа, первое специализированное музыкальное учебное заведение, которое было призвано решать вопросы подготовки кадров в сфере музыкальной культуры для молодой советской Тувы.
Вначале школа располагалась в помещении клуба типографии, и был в ней только класс фортепиано. Во исполнение решения Областного исполнительного комитета Тувинской автономной области от 22 мая 1947 года был издан приказ об открытии детской музыкальной школы и о назначении ее директором Эльзы Генриховны Кирштейн. Она и была единственным педагогом класса фортепиано. С 1 июня начался прием детей, а с 9 июня начались занятия в школе. Тогда был один педагог, три пианино и более двадцати учащихся.
С 1948 года коллектив переехал в здание общеобразовательной школы № 3 в центре города. Надо признать, что партийные, советские органы старались обеспечивать стабильную работу первой музыкальной школы, хотя многие проблемы, связанные с обеспечением преподавателями, с нехваткой классных помещений и приобретением музыкальных инструментов, не всегда решались до конца. Особое внимание заведению в то время уделял и I секретарь обкома партии С. К. Тока.
Школа постепенно превращалась в настоящий центр эстетического воспитания и образования школьников. Пополнялась нотно-музыкальная литература и фонотека, открывались классы баяна, аккордеона, духовых инструментов, также щипковых и смычковых струнных инструментов. Постепенно увеличивался численный состав педагогического коллектива и контингент учащихся, появился рояль, были приобретены также многие народные, духовые, смычковые инструменты.
По воспоминаниям выпускников, учившихся в 1950–60-х годах, музыкальная школа тогда резко отличалась от общеобразовательных школ города. Тут царили чистота и порядок, было уютно, коридор застелен ковровой дорожкой, стулья и диваны были «одеты» в белые чехлы, запомнилось очень много цветов. Из-за закрытых дверей классов доносилась музыка, исполняемая на разных инструментах. Те учащиеся, которые были свободны от занятий, не бегали по коридору и не шумели, а чинно прохаживались или сидели на диванах с нотами в руках. Отношение к музыке и музыкантам-преподавателям было самое уважительное.
Неоценимо значение деятельности детской музыкальной школы № 1 в тот период в деле развития культуры и становления академического музыкального искусства Тувы. Коллектив проводил активную работу по пропаганде академической музыки, осуществлял программу по культурному обслуживанию населения города и районов, участвовал в проведении фестивалей.
Педагоги вели также и активную концертную деятельность, взяли шефство над школами №№ 2, 3 и 7, педагогическим училищем, совпартшколой и другими предприятиями города. Кроме обучения детей и их профессиональной ориентации, при школе параллельно были открыты также курсы для взрослых и курсы по подготовке баянистов для работы в клубных учреждениях Тувинской области. Коллектив проводил активную просветительскую работу и в Кызыле: концерты-лекции о музыке, творчестве композиторов, концерты педагогов ДМШ, сольные концерты скрипача (Л. Н. Шевчук), концерты на радио, посвященные разным событиям.
Школа постепенно расширялась, и ей необходимы были учителя разных специальностей. В 1949 году преподавательский состав школы пополнился новыми специалистами. Имена этих преподавателей наиболее полно восстановлены Е. К. Карелиной в ее фундаментальной монографии «История тувинской музыки. От падения династии Цин и до наших дней».
Интересен был состав педагогического коллектива, работавший с 1949-го до середины 1950-х годов. Это были такие высококвалифицированные специалисты, как Л. Н. Шевчук — скрипач, позже — ректор Новосибирской консерватории; его супруга Е. Р. Близнюк — пианистка, позже — профессор Новосибирской консерватории; Г. М. Щавелев — вокалист (тенор), бывший солист Одесской оперы; супруги-пианисты А. М. и Г. И. Норкевичи. Есть устные сведения о том, что Г. И. Норкевич в свое время закончил Санкт-Петербургскую консерваторию с золотой медалью по классу фортепиано. И. Н. Петров — оперный певец (бас), его жена Н. А. Морозова — пианистка, Н. В. Александриди — виолончелист; С. Ф. Кайдан-Дешкин — композитор, автор многих произведений, в том числе известной песни «Взвейтесь кострами, синие ночи!».
М. И. Банников — баянист; В. А. Онуфриенок — класс народных инструментов; Ф. К. Ткачев — класс духовых инструментов. Эти специалисты заложили основы высокого искусства профессионального исполнительства. Особо следует отметить вклад педагогического коллектива школы в 1950-е годы в дело становления и развития профессиональной музыкальной культуры Тувы. Значительным событием тех лет в жизни коллектива стала также и постановка детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Инициатором стала Е. Р. Близнюк, у которой ранее был подобный опыт. Представление оперы состоялось в здании театра, став для юных музыкантов и кызылчан незабываемым культурным событием.
Примерно в это же время в Туве в Концертно-эстрадном бюро (КЭБ) при Тувинском музыкально-драматическом театре (позже, в 1969 году, на его основе была открыта Тувинская государственная филармония) также работал ряд музыкантов с консерваторским образованием. Это вокалист В. К. Квасников, вокалистка Н. П. Миронович, а также пианистки Н. А. Морозова, Л. С. Сигова и Ю. Р. Рейшис. Естественно, все эти специалисты общались между собой и создавали определенный культурный микроклимат в городе. Старожилы Кызыла помнят также постановки таких серьезных произведений, как оперы «Князь Игорь», «Чио-Чио-сан», «Фауст» (фрагменты), и даже целых музыкальных спектаклей: «Запорожец за Дунаем» и «Наталка-Полтавка» (оперы шли в сопровождении фортепиано).
Приезд всех этих специалистов высочайшего профессионального уровня в Туву был не случаен. И, конечно, не был связан с их личным желанием ехать в такой далекий край, где не существовало никаких развитых музыкальных центров, как Театр оперы и балета, консерватория или филармония, как и не было хороших жилищных условий. Несмотря на высокий уровень квалификации специалистов и, соответственно, их существенное влияние на становление и развитие профессиональной музыкальной культуры в Туве, их имена нигде не упоминаются, да и мало кто помнит их сегодня. Мало кто даже знает о том, что автор такой знаменитой на весь Советский Союз песни, как «Взвейтесь кострами, синие ночи!» С. Ф. Кайдан-Дешкин целых семь лет жил и работал в Кызыле.
Связано это, конечно, с тем, что все уважаемые специалисты относились к той группе советских граждан, которые подверглись репрессиям. Кроме музыкантов, в республике жили и другие профессионалы высокого класса, попавшие в Туву по этой же причине.
Думается, что долг нашего поколения — вспомнить незаслуженно забытые имена своих предшественников и их реальный вклад в дело развития музыкальной культуры Тувы, восстановить ранее замалчивавшиеся страницы биографии тех, кто прошел сквозь тернии репрессий. Изучение жизни и деятельности репрессированных музыкантов также будет способствовать и переосмыслению пути, пройденного профессиональной музыкальной культурой Тувы, поможет выявить новые аспекты, на которые прежде не обращалось должного внимания. Не зря же много веков существует простая истина: без прошлого нет будущего.
Одни из первых выпускников фортепианного отделения ДМШ — Лидия Губанова, Инесса Лернер (Сапогова), Гертруда Ломаева, Татьяна Шананина (Горелова), Надежда Гусакова, Светлана Никифорова (Ивантеева) — продолжили дальнейшее образование в Кызылском музыкальном училище, которое было открыто в 1960 году.
Лидия Ивановна Губанова всю жизнь посвятила работе в ДМШ. Долгие годы возглавляла фортепианное отделение, продолжая лучшие традиции первых специалистов. Профессионал своего дела, обладая непростым характером, была требовательная к себе и другим. Оказывала методическую помощь молодым специалистам, помогала выбирать репертуар для выпускников. Именно в годы руководства Лидией Ивановной отделение достигло особого расцвета. Замечательного педагога с благодарностью вспоминают выпускники, и с большим уважением — коллеги.
Татьяна Петровна Шананина, выпускница Е. Р. Близнюк, окончила Кызылское музыкальное училище в 1964 году, получив диплом под № 1. Начала работу в школе концертмейстером, будучи студенткой 2 курса. С 1973-го и по сей день является завучем школы. Заслуженный работник культуры РТ, почетный работник общего образования РФ. В 2012 году Татьяна Петровна отметила 50-летие педагогической деятельности, и все эти годы — в Кызылской ДМШ. 5 октября 2011 г. была награждена медалью «За заслуги в развитии г. Кызыла». Огромная благодарность Т. П. Шананиной за беседы-воспоминания о развитии фортепианного отделения ДМШ.
Выпускники фортепианного отделения работают в учебных заведениях города и республики, далеко за ее пределами. А те многочисленные воспитанники отделения, что не выбрали музыку профессией, стали друзьями школы, приводят в эти стены своих детей и даже внуков.
Подготовила по материалам Валентины Сузукей и Елены Акуловой, архива муз-школы Марина КЕНИН- ЛОПСАН