Тувинская правда 12+

Пациент всегда прав?

15 января 2019
389

В ТУВЕ В КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ НУЖДАЮТСЯ КАК ВРАЧИ, ТАК И ИХ ПАЦИЕНТЫ.

К такому выводу пришла хирург республиканской больницы №1 Долаана Оюн. Вместе с доктором медицинских наук, профессором кафедры анатомии, физиологии и ОБЖ Тувинского государственного университета, председателем Общественного совета при Росздравнадзоре Людмилой Эрдынеевой она принимала участие в IX Всероссийском конгрессе пациентов.

В нем участвовали более 500 делегатов из 73 регионов России, в состав которых входили и медицинские работники. На конгрессе прозвучало предложение ОНФ создать институт защиты прав пациентов, а также усовершенствовать законодательство в этом направлении. По мнению экспертов, это необходимо для реализации задачи по формированию системы защиты прав пациентов, обозначенной в «майском указе» Президента России Владимира Путина.

Дело в том, что в настоящее время защита прав пациентов находится в ведении разных организаций и регламентируется сразу шестью законами, главный из которых — федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ. Однако до сих пор не определены единый правовой статус пациента, его права и обязанности, а также механизмы, обеспечивающие реализацию этих прав.

Поскольку сейчас нет единой службы, куда пациенты могли бы обратиться с жалобами, людям приходится обивать пороги многих учреждений в поисках защиты. Люди жалуются на несвоевременное оказание медицинской помощи, невнимательное отношение со стороны медицинских работников, длительное ожидание приема участкового врача и узких специалистов, очереди на госпитализацию, отсутствие комфортных условий пребывания в лечебных учреждениях и многое другое.

ДЕЛА ВРАЧЕЙ

Что касается непосредственно нашего региона, то одна из основных проблем заключается в том, что в Туве нет юристов, специализирующихся на так называемых «медицинских» делах, которые весьма специфичны.

«Юристу общего профиля разобраться во всех тонкостях медицины очень сложно. И желающих специализироваться именно на «медицинских» делах среди юристов не очень-то много», — призналась хирург республиканской больницы № 1 Долаана Оюн.

 «Насколько я знаю, у вас лично второе высшее образование — юридическое?»

«Да, я закончила Томский филиал Российской академии правосудия в свое время. С тех пор я специализируюсь на защите прав своих коллег. Увы, как показывает практика, медики недостаточно хорошо знают свои права. В нашей республике очень актуальна эта проблема», — убеждена Долаана Оюн.

В Туве не раз возбуждались уголовные дела по ч.2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности при исполнении профессиональных обязанностей), которые заканчивались не в пользу медиков, а имен- но — обвинительным приговором. Нанятые за большие деньги адвокаты не смогли защитить их. Такие случаи имели место и в республиканской больнице №1, и в районных центральных больницах. Уголовные дела возбуждались даже в отношении сельских фельдшеров… Правда, все медицинские работники по этим уголовным делам получили условные сроки. Но после этого посыпались гражданские иски от близких родственников, которые требовали еще и компенсации морального вреда…

По мнению экспертов, данная категория дел является одной из наиболее сложных. Гарантировать получение истцом положительного результата в итоге судебного разбирательства крайне сложно. Такое положение обосновано проблематичностью получения неопровержимых доказательств прямой связи между действиями медработника и негативными последствиями в виде ухудшения состояния здоровья пациента. Плюс ко всему, не всегда на руках у больного остаётся документация итогов обследования и выписки из истории болезни. Также между полученным ущербом и обращением за восстановлением нарушенного права проходит достаточно большой промежуток времени, который не позволяет получить стопроцентный точный результат экспертизы, назначенной судом.

«В медицине очень много субъективного. Не все зависит только от врача. Это надо четко понимать, потому что сами же пациенты не выполняют врачебных предписаний: не сдают вовремя анализы, не проходят обследование, порой даже диктуют лечащему врачу, какие лекарства ему назначить, и так далее. Кроме того, зачастую к врачам обращаются пациенты с целым букетом запущенных хронических заболеваний. И в конечном итоге во всем винят врачей. Доказать невиновность врача очень непросто. К тому же, как я уже сказала, нет в Туве квалифицированных юристов, которые смогли бы достойно защитить права медиков. И это при том, что растет число гражданских исков за некачественное оказание медицинских услуг. Словом, я вижу правовую беспомощность своих коллег, поэтому как могу, помогаю им. Но этого мало», — как бы конкретизирует Долаана Оюн.

Кроме того, врачам надо знать и понимать основы трудового законодательства.

«Мы сейчас живем в условиях рыночной экономики, в основе любой трудовой деятельности — «экономизм» отношений. Ко мне обращаются медработники с вопросами по стимулирующим выплатам, дисциплинарным взысканиям, зарплате, оплате проезда во время отпуска и т.д. И я вижу, как безграмотны мои коллеги именно с юридической точки зрения — на руках у них нет трудовых договоров, эффективных контрактов, нет положения о выплате стимулирующих выплат, приказов об отпуске и т.д. В такой ситуации невозможно в полной мере разобраться и помочь в индивидуальном трудовом споре. И мне бы очень хотелось, чтобы врачи понимали, что являются субъектами трудовых правоотношений, не стеснялись требовать у своего работодателя все документы, касающиеся их трудовой деятельности», — заключила Долаана Оюн.

ПОСТ КАЧЕСТВА

 «Как же Вы намерены оказывать правовую помощь еще и пациентам?»

«Очень просто. Вариантов оказания помощи очень много. Например, по линии ОНФ можно проводить бесплатные семинары, «круглые столы» с приглашением на них и медицинских работников, и пациентов, и представителей властей. Кстати, со стороны руководства ОНФ в Туве я всегда нахожу поддержку. С одной стороны, казалось бы, что пациенты очень хорошо знают свои права. Куда они только не пишут жалобы: от главного врача местной больницы до федерального министра здравоохранения. Но вместе с тем нет сообщества, которое бы лоббировало их интересы, оказывало бы содействие в защите их прав на всех уровнях», — пояснила Долаана Оюн.

«Зачем пациентам разъяснять их права, когда они четко прописаны в статье 19 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Там 11 основных пунктов, которые очень легко запомнить?»

«Да, это так. Но вы лично знаете, например, о том, что с 2017 года у каждого пациента есть свой страховой представитель?»

«Страховой представитель?»

«Да, страховой представитель».

«Нет».

«Поясню. В настоящее время в стране выстроена особая трехуровневая система страховых представителей. Первый уровень — это контакт-центры (или колл-центры) в страховых медицинских организациях. Они принимают звонки, дают ответы на вопросы о получении бесплатной медицинской помощи, об условиях и сроках её предоставления. Второй уровень предполагает информационное сопровождение пациентов, проведение работы по информированию населения и отслеживанию результатов этого информирования.

Страховые представители третьего уровня — квалифицированные специалисты и эксперты качества медицинской помощи страховых медицинских организаций. На них ложится вся работа с поступившими жалобами на оказанную медицинскую помощь, организация представления интересов пациентов на досудебном и судебном уровнях в конфликтных ситуациях. В рамках этой системы в республиканской поликлинике №1, например, страховой медицинской организацией организован пост качества, куда может подойти со своими вопросами любой пациент.

При такой мощной системе защиты прав пациентов врачебному сообществу надо делать соответствующие выводы — каждому врачу необходимо повышать свои профессиональные навыки, изучать литературу по своей специальности, не останавливаться на полученных в институте знаниях. А также иметь элементарные юридические знания, для того, чтобы понимать, к каким правовым последствиям может привести их действие либо бездействие. Необходимо учиться правильно и в полном объеме заполнять медицинскую документацию. Если недобросовестный пациент не выполняет рекомендации врача (не сдает анализы, отказывается пройти флюорографию, онкоосмотр, ультразвуковое исследование, нарушает режим стационарного или амбулаторного лечения и т.д.), это всё надо фиксировать письменно в амбулаторной карточке или в истории болезни. Особенно это касается врачей хирургических специальностей. У нас в республике есть Медицинская палата, Ассоциация медицинских сестер, Ассоциация заслуженных врачей. Всем этим организациям, на мой взгляд, необходимо вести общую работу по обучению медработников по всем этим вопросам, и, я думаю, в конечном итоге это приведет к уменьшению случаев нарушения прав наших пациентов. Есть еще много других нюансов», — убеждена Долаана Оюн.

«Например?»

«Помимо уже перечисленных одиннадцати пунктов прав, прописанных в статье 19 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации», которые, как вы выразились, очень легко запомнить, могут возникнуть другие поводы для жалоб. Например, по мнению пациента, цена на медицинскую услугу достаточно высокая и её размер не имеет адекватной аргументации. Или лечение, которое назначил врач, не принесло результата, поскольку было неправильно подобрано. Диагноз, поставленный больному, не соответствует действительности, и так далее».

«А что касается платной медицины в частных клиниках? Куда обращаться их пациентам — в прокуратуру, в следственные органы?»

«Не имеет значения государственное медицинское учреждение или частное. Отличие в том, что процесс защиты нарушенных прав граждан при прохождении осмотров на оплачиваемой основе в медицинских центрах негосударственной формы собственности занимает гораздо больше времени. Это обосновано спецификой документации частных клиник. В преимущественном большинстве перед какой-либо платной манипуляцией пациентам предлагают подписать бумаги, которые свидетельствуют об отсутствии претензий к персоналу в случае наступления неблагоприятных последствий. Это надо иметь в виду».

Федор АРШАНСКИЙ

asdf asdf asdf