Тувинская правда 12+

«Оваа медиа»: первые шаги к цели

3 марта 2016
1115

Командой они отработали лишь шесть полных месяцев, а их уже торжественно окрестили «Лучшим предпринимателем года в области информационных технологий» и вручили им все атрибуты, прилагающееся к почётному званию. Смущённо улыбаются, позируя перед объективом фотокамеры. Не такие мы ещё крутые и заслуженные, чтобы получать такие определения, говорят ребята. Это звание — как некий аванс: чтобы его оправдать, будем трудиться в поте лица. А точнее — будем просто целенаправленно продолжать то, что начали.

Официальный день рождения компании «Оваа медиа» — 11 июня 2015 года. За полгода ребята, основавшие проект, отработали порядка сотни заказов. Многие из них, правда, делались безвозмездно; на начальном этапе — только для того, чтобы маленькую компанию упомянули в числе спонсоров и продемонстрировали публике её продукт. Так ребята мастерили презентационные ролики на крупные республиканские мероприятия, а потом, постфактум, выкладывали их в социальной сети. Аудитория мастерство творческой группы раскусила очень быстро, поэтому бегать с визитками по организациям и потенциальным клиентам долго не пришлось: колесо закрутилось, заказы посыпались. Сегодня ребята изготавливают рекламные ролики для телевидения и радио, берутся за выполнение рекламной кампании «под ключ» — начиная с печати цветного информационного баннера, заканчивая оформлением самого рекламируемого события. Например, не без гордости рассказывают, как «вели» прогремевший недавно концерт барабанщицы Байлак Монгуш. Помимо ролика о намечавшемся культурном событии, ребята продумали и организовали оригинальное визуальное сопровождение концертной программы. Публика покидала зал в восторге. Довольны и авторы: раз людям понравилось — значит, всё получилось хорошо.

Впрочем, «Оваа медиа» — это не совсем рекламное агентство. А если быть ещё корректнее, то не рекламное агентство в принципе. То, чем занята сегодня команда, это только первый шаг на довольно амбициозном пути.

К ЦЕЛИ

Как-то встретились двое старинных приятелей поболтать, и до того разболтались, что вдруг придумали себе общее дело. Интересы у них совпадали, и даже в профессиональной сфере, как оказалось, они мыслили в одном направлении. Так Эрес Монгуш и Менди Наксыл стали деловыми компаньонами — соучредителями нового медийного проекта.

Подружились молодые люди давно, ещё на почве хип-хоп-культуры, которую они оба, правда, в составе разных коллективов, увлечённо взращивали в молодёжной тусовке Кызыла.

Эрес после армии неожиданно для самого себя занялся производством рекламы и так этим делом увлёкся, что открыл в итоге свой маленький рекламный бизнес. Крутился в Кызыле, потом переезжал в Туран, потом снова вернулся в столицу — но любимому делу не изменил.

Менди же за получением профессиональной школы ездил в Москву. Пошёл на курсы профориентации во ВГИК, успешно их окончил и без тени сомнений принялся поступать на звукорежиссёра. А там абитуру, кроме прочих испытаний, проверяли и на знание физики. Менди же всю жизнь был убеждённым гуманитарием и с точными науками никогда не дружил. Так физика и не пропустила его в вуз. Три раза штурмовал университет — всё тщетно. Между попытками возвращался домой в Туву, где успел поработать на ГТРК «Тыва» сначала звукорежиссёром, потом художником компьютерной графики. В Москве же, чтобы не терять времени, попытался устроиться на телеканал «Дождь». Там ему устроили тестовое задание, которое Менди, по его словам, «успешно провалил». Впрочем, вдумчивый интеллигентный юноша произвёл на работодателя благоприятное впечатление, так что ему всё же перезвонили. Предупредили, правда: две недели будем тебя плотно учить. Не напугали. Парень всё новое схватывал на лету, и уже через два месяца показывал лучшие результаты в своём отделе. Целый год проработал Менди на «Дожде» дизайнером оперативной графики.

— Нравилось — просто очень, — рассказывает. — Там был такой поток информации, такая прогрессивная атмосфера: все творили, хотели делать масштабные проекты, работали за идею. Зарплата, по меркам Москвы, была небольшая: мы с супругой еле сводили концы с концами, но было очень круто.

Из Москвы Менди вынужден был уехать по семейным обстоятельствам. В Кызыле без дела он не остался. Сначала устроился на «СТС», потом сотрудничал с «Новым веком», где по желанию нового руководства переоформил упаковку канала. И — снова ГТРК «Тыва».

Ещё в Москве наставник, арт-директор «Дождя» учил начинающего специалиста: современный профессионал — человек гибкий. Он место не засиживает, без сожаления расстаётся с ним, как только почувствует, что начался застой. Только так он будет постоянно развиваться.

Менди это наставление впитал.

И вот пришло время, когда парень почувствовал, что уже накоплена необходимая база, на которой можно созидать что-то своё. Что именно — разглядели вместе с Эресом. Одна голова — хорошо, а две — уже движущая сила.

— Мы хотим сделать такой проект, который будет полезен людям, — объясняют ребята. — О людях, для людей, о Туве. О том, о чём не говорят на местных телеканалах. У нас же по большей части рассказывают как бы отчётами: то-то сделано, так-то, по такому-то поводу. А мы хотим доносить полезную информацию иного рода, простым и более близким народу языком: что происходит, как можно жить — и не только в Туве, но и вообще в мире. Наша беда в том, что люди в Туве привыкли мыслить узко, категориями нашей ограниченной территории. А ведь есть много тувинцев, которые живут не просто за Саянами, а за границей. Хотим и о них рассказывать. Туристы, которые приезжают сюда из других стран, постоянно пеняют нам: на английском видео о Туве в Интернете вообще нет. Это правда, и мы планируем восполнить этот пробел. Словом, если открывать все карты, то наша идея в том, чтобы в перспективе запустить собственный Интернет-канал, наполненный нашим оригинальным контентом. Это ответственный шаг, который с ходу не сделать. Вот поэтому начинаем мы с малого. Прежде всего — запустили работу отдела производства компании, которую вы сейчас и наблюдаете. Производство рекламы, медиа-контента для телевидения, радио. Мы и руку набиваем, и поднимаем немного уровень качества индустрии, задаём планку. Более-менее современную.

ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ПРОСМОТРОВ ЗА ДВА ДНЯ

Набивают руку ребята не только на рекламе. Сделали уже около десятка видеоклипов по заказам тувинских поп-звёзд. Всё можно отсмотреть и оценить в любое время на страничке компании в Интернете. Материал из мастерской «Оваа медиа» действительно выходит интересный. Это уже не наводящая тоску статичная съёмка исполнителя с микрофоном на сцене. Это полноценный клип с проработанным и мастерски смонтированным видеорядом, сюжетной линией, специальными костюмами и хореографическими постановками для съёмки. Такое и показать не стыдно, и посмотреть приятно.

Самой сложной, по признанию ребят, выдалась работа с последним заказчиком — Александром Кууларом. Снимали клип уже не на кавер-версию мирового хита, а на песню его собственного сочинения на английском языке. Трек, по мнению автора, получился весьма достойный и с точки зрения музыкального оформления, да и английский текст — это уже заявка на международную площадку. Словом, было ради чего попотеть. Съёмка проходила на фоне тувинской природы в конце октября — начале ноября прошлого года. В организации съёмки задействовали более десяти человек и много разного оборудования. Работать пришлось на устойчивом температурном минусе, хотя по ролику никто и не скажет, насколько промёрзли исполнители. Снимали четыре дня. И это была только верхушка айсберга. Над монтажом отснятого материала команда трудилась несколько недель. Для пущего эффекта сдобрили произведение компьютерной графикой.

Прежде чем выносить продукт на широкое обозрение, устроили презентацию в одном из ночных клубов Кызыла. И сразу же получили целый шквал живой критики. Критика — это хорошо. Ребята, впрочем, несколько огорчились, ненадолго отложили материал подостыть — но скоро взялись за переделку. Собирали и разбирали несколько раз. От компьютерной графики отказались совсем. В итоге, признаются, клип поменялся концептуально.

В Интернете окончательный продукт появился после нового года. За два дня ролик набрал более двадцати тысяч просмотров.

КАМУШЕК НА УДАЧУ

Сегодня в постоянном составе команды «Оваа медиа» — четверо человек. Юридическими вопросами и бухгалтерией заведует Андрей Шалчима, генеральный директор компании, и третий творческий сотрудник — Кежик Байкара.

Проект только в начале своего творческого пути. Со временем коллектив прирастёт новыми специалистами, которых пока приходится привлекать к производству иных заказов извне, обзаведётся достойным помещением.

Конкуренции в лице местных СМИ ребята не видят.

— В моём представлении — мы вообще в другой теме, по сравнению с местными телеканалами, — рассуждает Менди. — Мы ближе к искусству, нежели к информации.

…В прошлом году, дней через десять после рождения новой компании, друзья отправились в поход в Улуг-Хемский район. Там, с видеокамерой наперевес, они поднялись на гору Буура, к священному оваа. По пути много снимали: получились прекрасные пейзажные съёмки с улуг-хемскими степями, горными рельефами, пасущимися у склонов лошадьми, пламенеющими в траве жарками. После обряда освящения Эрес взял с собой с оваа камушек. На удачу, как талисман. Этот камушек путешествует вместе с ним. Он возит его на наиболее сложные съёмки. А нынешним летом, это Эрес пообещал там, на Бууре, ребята снова поднимутся на гору, и камушек, исполнивший свою миссию, вернётся на место.

Из съёмок того похода получился пятнадцатиминутный документальный фильм-путешествие. Завораживающе красивый. О достоинствах этой команды молодых энтузиастов можно спорить, но вот чего у них не отнять — так это таланта видеть красоту мира. Глубокую и всеобъемлющую, и одновременно такую хрупкую, что щемит сердце. В умении передать её они — художники от Бога.

Виктория КОНДРАШОВА

asdf asdf asdf