Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

От засухи до засухи

18 января 2014
1432

ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ ТЕКСТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Так называемый засушливый пояс России охватывает около 100 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий в 35 ее субъектах, где проживают около половины населения страны и производится более 70% сельскохозяйственной продукции. Без орошения обеспечить устойчивое ведение сельского хозяйства здесь нельзя. Это знали и наши древние предки, применявшие орошение, в частности, на юге Сибири еще несколько тысячелетий назад.

За прошедшие более 100 лет в России площадь орошаемых земель возросла с 0,15 млн. га в 1900 г. до 6,1 млн. га в 1990 г. К настоящему времени эта площадь уже сокращена до 4,2 млн. га. Орошение по-прежнему является самым эффективным способом использования земель засушливых территорий. Это подтверждает и опыт других стран с недостаточным или неустой­чивым атмосферным увлажнением. Например, в Китае мелиорированные земли составляют 55%, в Германии – 45%, в США – 39%, в Индии – 36% всей площади сель­хозугодий. На долю орошаемых земель в мире приходится около 20% площадей, но дают они 40% сельскохозяйственной продукции. Поэтому хочу высказать свое, может быть, субъективное, мне­ние по ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Poccии нa 2011–2020 гг.», принятой в середине прошлого года и в обсуждении проекта которой я также участвовал.

Программа ставит целью повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях глобального и региональных изменений климата и природных аномалий, повышение продукционного потенциала мелиорируемых земель и эффективности использования природных ресурсов. И можно было бы только порадоваться, что, наконец-то, в том числе после постигших страну засух 2010 и 2012 годов, руководство страны обратило внимание на развитие мелиорации земель. Сейчас у нас в этом плане положение просто катастрофическое – около двух миллионов гектаров ранее орошаемых вообще выбыли из разряда рабочих, практически не используется другая половина из оставшейся площади (4,2 млн. га) и ухудшилось ее мелиоративное состояние. Сравнительно недавно министерство сельского хозяйства РФ отнесло к неблагопри­ятным для ведения сельскохозяйственно­го производства земли 63 из 85 регионов страны (в том числе всех республик, краев и областей Сибири), требующие осуществления тех или иных мелиоративных воздействий.

К сожалению, внимательное ознакомление с программой не может не вызывать чувство разочарования из-за совершенно недостаточных объемов реконструкции оросительных систем, нeсоответствующих их действительной потребности, отсутствия нового строительства мелиоративных систем и проведения лесомелиоративных работ, реальной поддержки развития строительной и эксплуатационной мелиоративных служб, научного обеспечения и проектных работ, подготовки кадров. Общий объем финансирования составляет менее 5% средств, направляемых на осуществление общей программы развития сельского хозяйства России на 2013–2020 гг. Причем из федерального бюд­жета предполагается выделить на мелиорацию земель в течение семи лет (2014–2020 гг.) лишь 75 млрд. рублей, из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований – 46 млрд. руб. и 64 млрд. руб. – из внебюджетных источников. При этом ненадежность последнего источника финансирования очевидна, поскольку большинство сельских товаропроизводителей находится в тяжелом финансовом положении, крупные коллективные хозяйства ликвидированы.

Программа предусматривает, в частности, в Сибири проведение реконструкции орошаемых земель (из имеющихся здесь в настоящее время 500,3 тыс. га) на площади лишь около 20 тыс. га, в среднем на 0,5 – 1,5 тыс. га в каждом регионе СФО, хотя реконструкции требуют 228,5 тыс. га, а это в 11 раз больше. Поэтому даже полное осуществление намеченной программы не окажет серьезного влияния на увеличение производства сельскохозяйственной продукции и состояние оросительных систем Сибири, 240,5 тыс. га земель которых в последние годы не поливались, в том числе и из-за неудовлетворительного их технического состояния.

Большое внимание в программе уделяется подготовке нормативной базы и передаче мелиоративных объектов федеральной собственности (сегодня это 58% всех оросительных систем и гидротехнических сооружений) и в настоящее время бесхозных (35% ОС и ГТС) в собственность субъектов Федерации, муниципальных образований и сельских товаропроизводителей. Цель этой работы – снятие ответственности за содержание оросительных систем и гидротехнических сооружений с федерального центра и снижение нагрузки на его бюджет. Вряд ли это целесообразно в настоящее время, поскольку большая часть основных фондов мелиорации создана в 1960 – 1985 годах, и сегодня 63% оросительных систем в стране нуждается в реконструкции, вос­ста­новле­нии и модернизации. Более правильным было бы приведение оросительных систем в нормальное техническое состояние, обеспечивающее их эффективное функционирование, за счет средств федерального бюджета с последующей передачей в собственность регионов, муниципальных образовании и сельских товаропроизводителей. Иначе все эти мелиоративные объекты просто погибнут. Подтверждение этому – осуществленная совсем недавно передача государством функций ведения хозяйства в лесах на откуп его пользователям и ликвидации государственных служб по надзору и охране лесов. Массовые несанкционированные рубки в лесах и пожары, уничтожившие целые села, заставили вновь все восстанавливать, что потребовало выделения огромных средств как для ликвидации последствий неоправданного решения, так и для создания-таки государственных служб.

Справедливо отмечая недостаточные объемы реконструкции оросительных систем и гидротехнических сооружений, отсутствие нового строительства в программе развития мелиорации на 2014–2020 гг., нужно вместе с тем подчеркнуть и необходимость более бережного и рачительного отношения к уже существующим объектам мелиорации. Чем можно объяснить прекращение полива земель на крупных современных оросительных системах, постро­енных в 80-х годах на юге Сибири: Но­воселовской – в Красноярском крае, Означенской – в Республике Хакасия, Кызылской – в Республике Тыва? И почему за­проектированные и построенные российскими специалистами практически в это же время оросительные системы в Западной Монголии – Хар-Хираа, Буруун-Туруун, Уланхотгор – продолжают работать и сегодня, обеспечивая возмож­ность снабжения продукцией земледелия местного населения в более экстремальных засушливых условиях?

Совершенно неоправданным является и широко распространившийся в настоящее время отвод орошаемых земель под строительство жилья, промышленных, торговых и иных объектов. За последнюю четверть века ввод новых площадей орошаемых земель в стране сократился более чем в 200 раз, а выбытие составило за этот же период около двух млн. га, что составляет 31 процент от имевшихся площадей в 1990 г.

Успех развития мелиорации земель во многом зависит от ее научного обеспечения и качества проектирования ороси­тельных систем. Это наглядно подтверждает весь опыт их строительства в 1960–1985 гг. прошлого века. Однако никаких мер по укреплению научных и проектных организаций страны программа не предусматривает, хотя в 1990–2000 годах многие научно-исследовательские и проектные институты были реорганизованы, подверглись акционированию и утратили возможность решения вопросов мелиорации земель. В Сибири это, в частности, относится к проектному институту «Востоксибгипроводхоз» в Абакане и СибНИИГиМ в Красноярске, ранее имевшими филиалы, отделения и опытные станции практически во всех регионах Восточной Сибири. Не предусмотрены в программе и меры для развития строительных и эксплуатационных организаций мелиоративной отрасли, вопросы подготовки специалистов мелиораторов для органов управления сельским хозяйством регионов, муниципальных образований и сельских товаропроизводителей. Ведь нельзя же считать достаточным предусмотренное выделение 440 млн. руб. на 2014–2020 гг. по направ­лению «подготовка кадров», по 50–70 млн. руб. в год – на «просвещение и информирование сельскохозяйственных товаропроизводителей и работников агропромышленного комплекса по вопросам мелиорации» (цитата из программы). Великий русский ученый В.В. Докучаев еще в 1892 г. отмечал важность для подъема земледелия просвещенного взгляда и любви к земле самих земледельцев. Вряд ли этого можно достичь выделением на «просвещение» на 2014–2020 гг. 5–7 руб. в год на один гектар мелиорированных земель.

Отсутствие в программе лесомелиоративной части мелиорации, по нашему мнению, также является ее недостатком, поскольку эффективность работы повышается при совместном применении различных видов мелиорации, в частности, водной и лесной. Разработанная учеными Стратегия защитного лесоразведения РФ на период до 2020 г. и одобренная Президиумом Россельхозакадемии и Федеральным агентством по лесному хозяйству, не нашла отражения в программе. При острой потребности в создании защитных лесных насаждений для предотвращения деградации и опустынивания земель, и в первую очередь орошаемых, защиты их от дефляции, работы по посадке лесных насаждений, в частности, в Сибири, практически прекращены с конца 80-х годов прошлого столетия. В соседнем же Китае, несмотря на острый недостаток там земельных ресурсов, они стали необходимой составной частью рационального землепользования. По площади искусственно созданных лесных насаждений – более 61 млн. га – Китай занимает первое место в мире и в настоящее время ведет масштабные работы по реализации государственной программы «Зеленая Китайская стена» протяженностью более 7 тыс. км, а также созданию защитных лесных насаждений различного функционального назначения на землях сельскохозяйственного и иного использования.

Во все времена требования людей к своим правителям формулировались известной фразой «Хлеба и зрелищ». И хлеб всегда был на первом месте. У нас на осуществление программы развития сельского хозяйства страны на 2013–2020 гг. предусмотрено выделить средств меньше, чем не только на проведение Олимпиады в Сочи, но и Чем­пионата мира по футболу 2018 г., на подготовку к которому, по сообщению «Российской газеты» от 18 апреля 2013 г., планируется истратить более 1,3 триллиона рублей. Все затраты на реализацию в 2014–2029 гг. программы развития мелиорации предусмотрены в объеме, равном затратам на строительство одного стадиона в Санкт-Петербурге…

Кстати, уровень обеспеченности населения продовольствием в нашей стране еще не достиг медицинских норм, рекомендованных Всемирной продовольственной организацией ООН. Тем более, что прогноз погоды на ближайшие годы обещает нам (на фоне общего реального потепления климата) еще и увеличение числа и повторяемости различных аномальных явлений и стихийных бедствий в виде засух, ураганов и других сюрпризов...

Для преодоления систематически повторяющихся засух в нашей стране, наносящих ее народному хозяйству огромный ущерб, нам нужно, наконец, придать развитию комплексной мелиорации земель не кампанейский, а постоянный и планомерный характер. Не вспоминать о ней только при наступлении новых неурожайных лет и забывать при наступлении лет, благоприятных по погодным условиям.

Вадим САВОСТЬЯНОВ,

заместитель директора НИИ аграрных проблем Хакасии, заслуженный агроном РФ.

Примечание: Некоторые замечания ученого, высказанные им в ходе обсуждения проекта ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Poccии нa 20112020 гг.», были учтены и вошли в утвержденную Правительством РФ программу. Утверждена и программа по развитию мелиорации в Туве. Мы будем продолжать следить за этим вопросом.