Тувинская правда 12+

От «самотёка» к жёсткому администрированию

9 апреля 2016
1023

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ В 2016 ГОДУ — ВОПРОС ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТЕХ, КТО УПРАВЛЯЕТ ФИНАНСАМИ И ИМУЩЕСТВОМ, НЕЗАВИСИМО ОТ РАНГА.

Тува в 2015 году на пять процентов увеличила объем собственных доходов в бюджете, впервые снизив уровень дотационности республики до 70 процентов. Однако этот успех мал по сравнению с теми финансовыми испытаниями, которые ожидают регион в 2016 году в связи с возможным сокращением федеральных субсидий.

О том, как дальше наращивать доходы и сокращать неэффективные расходы, чтобы обеспечить сбалансированность республиканского и муниципальных бюджетов, шла речь на совещании главы Тувы Шолбана Кара-оола с финансистами.

Совещание прошло в формате заседания расширенной коллегии Минфина РТ, в котором приняли участие руководители ключевых министерств Тувы, главы местных администраций, специалисты райфинотделов, — в общей сложности более 190 человек.

Шолбан Кара-оол, по инициативе которого собралась коллегия, определил вопрос сбалансированности бюджетов всех уровней главной задачей на 2016 год для всех органов власти и особенно того круга специалистов, которые отвечают за управление финансами и имуществом.

Поскольку экономические и финансовые трудности, связанные с внешним давлением на страну, будут только нарастать, глава рес­публики считает необходимым изыскивать внутренние ресурсы для сохранения социальных стандартов и дееспособности экономики.

В этой работе он особо выделил роль финансистов всех уровней — от министерства финансов до рядовых специалистов в поселениях. 

Однако им, как и всем чиновникам, считает премьер, следует в корне пересмотреть подходы к организации управления финансами и имуществом.

— Из ваших докладов и обсуждений я вижу, что все вы знаете, ЧТО нужно делать. Но никто не говорит, КАК именно строить эту работу на практике, в повседневности, как вы сами оцениваете эффективность каждого вложенного рубля.

Недостаточно понимания пошаговой схемы реализации этих общеизвестных задач, мало представления о том, какие нужно создавать механизмы управления финансами, их привязки к конкретным результатам. Лично для меня это знак того, что работаете вы, как раньше: отписал бюджетные деньги получателю, и точка. А что с ними дальше будет — не моя забота, — прокомментировал выступления участников Шолбан Кара-оол.

Глава Тувы напомнил собеседникам итоги подобного «управления» бюджетом в администрации Барун-Хемчикского района в 2012 году, умудрившейся к сентябрю опустошить всю годовую казну, выплачивая себе щедрые премии и повышая чиновничьи оклады.

Потом эту дыру в районном бюджете пришлось латать правительству за счет кредитов. Инцидент в Улуг-Хемском районе, где бухгалтер небогатого бюджетного учреждения сумел украсть 20 млн. рублей, — тоже подтверждение его предположений, что ни руководители, ни муниципальные чиновники не только не управляют финансами, но даже не утруждают себя элементарным контролем над расходами средств.

— Многие руководители муниципального звена не могут внятно сказать, сколько им нужно в год на авторучки, бумагу, другие расходные материалы для своих сотрудников, вплоть до тряпок и средств для сануборки служебных помещений. Мало кому в голову приходит посчитать, сколько тратится на эти вещи, и оправданны ли такие расходы.

Максимум, на что обращают хоть какое-то внимание, — это расходы на услуги телефонии: где-то сок­ращают число междугородных переговоров, где-то лимитируют их.

В масштабах республики это большие деньги, — привел самые наглядные примеры финансовой безалаберности глава республики.

Многие проблемы, считает Шолбан Кара-оол, кроются в устаревшей психологии финансистов, ограничивающихся ролью рядовых кассиров — выдал деньги и забыл о них. 

А не хватит бюджета — так правительство республики поедет в Москву и дополнительно что-нибудь «выбьет». Сегодня ситуация кардинальна иная: никто ничего просто так давать не будет, и никто кроме конкретного начальника финансового управления, руководителя организации, отрасли, территории не будет решать финансовые проблемы. Сбалансированность бюджета — это прямая ответственность первых руководителей и председателей администраций как главных распорядителей бюджетной росписи.

Одно из резервов обеспечения сбалансированности бюджетов — это наведение обычного порядка в финансах. В первую очередь в начислении заработной платы. Проверки показали, что в районах власти откровенно злоупотребляют своими полномочиями, завышая оклады и премии, нисколько не задумываясь при этом о правомерности своих решений и их последствиях для всей республики. В Пий-Хемской администрации, к примеру, решили проиндексировать себе зарплату на шесть процентов, хотя индексация для чиновников заморожена с 2011 года. В среднем на каждый район приходится по 4-5 млн. рублей нарушений, связанных с зарплатами.

Председателям администраций муниципальных образований нужно четко представлять свои расходы на предстоящий год при планировании бюджета и так же строго исполнять их.

Вместо этого многие из них идут на расходы, не предусмотренные бюджетом — заказывают, например, энергоаудит или другие незапланированные услуги, без которых можно было бы обойтись. Логика должна быть обратная: сначала найдите деньги, а потом проводите мероприятия.

Ответственность за бюджетную обеспеченность должны нести и руководители отраслевых ведомств. Каждое из них должно работать с подведомственными налогоплательщиками, считает глава республики. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ в регионе должна быть создана межведомственная комиссия по мобилизации доходов в консолидированный бюджет с обязательным участием представителей федеральных и региональных структур, руководства силового блока. 

«Возможностей для совместной работы по увеличению доходов республики достаточно. Взять хотя бы вопросы наведения порядка в земельно-имущественных отношениях», — обозначил проблему Шолбан Кара-оол.

Еще один путь прироста доходов — увеличение числа предпринимателей, работающих по патенту. Сегодня их в Туве более 600, но может стать больше. Людей нужно убеждать, рассказывать о преимуществах, тем более, что в республике созданы самые комфортные по сравнению с другими регионами условия для «патентщиков», да и вообще для предпринимателей. Глава Тувы предложил перевести эту работу от «самотека» к жесткому администрированию: довести до администраций районов задания по количеству переводимых на патент предпринимателей.

Примеров упущенных руководителями муниципалитетов возможностей для повышения доходов бюджета более чем достаточно. К примеру, мэрия Кызыла в течение многих лет так и не смогла решить проблему утилизации бытовых отходов, найти предпринимателей, которые бы занялись этим прибыльным бизнесом. В итоге предприниматели вынуждены пользоваться услугами перерабатывающих отходы компаний из других регионов, например, Хакасии. Деньги уходят из республики — это одно. Но еще и цена на услуги утилизации стала выше из-за длинного транспортного плеча.

Таких «ненормальных», по выражению главы Тувы, ситуаций множество. Их нужно исправлять в рамках задачи по обеспечению сбалансированности республиканского и муниципальных бюджетов. Для системного решения её премьер поручил минфину республики разработать набор мер и рычагов воздействия на муниципальные власти. В частности, по итогам первого полугодия правительству Тувы должен быть представлен анализ упущенных доходов по каждому району. По результатам его будут приниматься решения о снижении объемов дотаций из республиканского бюджета тем муниципалитетам, которые допускали необоснованные траты, недобор доходов, неисполнение утвержденных обязательств, а также другие действия или бездействие, повлекшие дисбаланс в финансах.

Долаана САЛЧАК

asdf asdf asdf