Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

ОСОП занимает ниши

24 ноября 2015
1148

Итоги реализации проекта «Одно село — один продукт» (ОСОП) в 2015 году подвели на выставке-ярмарке в эти выходные в спорткомплексе «Субедей». По итогам мероприятия в мин­экономики РТ констатируют: заметные подвижки в реализации губернаторского проекта есть.

— Суть проекта в производстве, прежде всего, уникальных товаров и услуг, — замминистра экономики РТ Херел Бадарчи. — Нашим предпринимателям и хозяйственникам не стоит тянуться за производством массовых товаров, уже широко представленных на рынке; важна уникальность произведенного товара или услуги, «изюминка».

По данным минэкономики РТ, всего в ярмарке приняли участие 158 предпринимателей из всех 19 муниципальных образований региона. На экспозиционных стендах широко была представлена не только сельскохозяйственная продукция, хотя реверс был именно в ее сторону. В достатке имелись сувенирная продукция и товары промышленной направленности. В этом плане стоит отметить ак-довуракское ООО «Апрель», созданное в 2014 году, занимающееся производством строительных материалов. Изначально небольшая семейная компания специализировалась на производстве шлакоблоков, железобетонных заборов и тротуарной плитки. В этом году ассортимент удалось расширить.

— Мы получили по линии губернаторского проекта субсидию в размере 1 млн. рублей и приобрели новое оборудование для расширения производства, — рассказала директор ООО «Апрель» Сай-Хоо Кан-оол. — В настоящий момент наше предприятие производит также лего-кирпич, стеновые и перегородочные камни.

Заместитель председателя правительства — министр строительства РТ Александр Свинцов заметил, что это предприятие многообещающее и, в принципе, удачно вклинивается в рынок Тувы с его дефицитом строительных материалов.

— Раньше их мы не часто привлекали к реализации наших проектов, — говорит он. — Но «Апрель» уже успело хорошо себя зарекомендовать. Сейчас будем рассматривать возможность его привлечения к обеспечению строительными материалами наших проектов. Например, представляется мне выгодным участие «Апреля» в строительстве поста ДПС в местечке Ак.

«Выхлоп» предприятия довольно значительный по региональным меркам. Так, по словам Кан-оол, за последние десять месяцев «Апрель» произвело более 4 тысяч шлакоблоков, около 160 заборов, не останавливая производство иной продукции. В настоящий момент предприятие работает исключительно по заказам.

Если говорить об этой ярмарке именно в промышленном ключе, то нельзя упускать из внимания продукцию, представленную индивидуальным предпринимателем Артышем Ооржаком. Кованые изделия, в частности, объемные и достаточно красиво украшенные мусорные урны, заинтересовали делавшего обход экспозиций главу республики. Он порекомендовал мэру Кызыла Владиславу Ховалыгу рассмотреть возможность установки урн этого предприятия на улицах Кызыла, подчеркнув, что очень важно сойтись в цене вопроса.

Как пояснил газете Ховалыг, изделия действительно выглядят очень качественными и интересны с эстетической точки зрения, однако они дорогие.

— Конечно, очень хочется поддержать нашего производителя, тем более что и товар представляет интерес, — пояснил мэр. — Однако сейчас мы закупаем более дешевые урны для города за Саянами оптом, что дополнительно позволяет сбивать цену. Здесь же выйдет значительно дороже. Тем не менее мы рассмотрим возможность установки таких урн в центре и в других местах, являющихся, так сказать, «лицом Кызыла».

По данным минэкономики РТ, удельный вес продукции, имеющей промышленную направленность, составил на ярмарке 20 процентов, сувенирных товаров — 15, остальное, по большей части, представляло сельское хозяйство. Очень широко, хоть и не сезон, была представлена «молочка» всех видов — от обычного упакованного молока и национальных продуктов до масла, сыров и кефира. Легко можно было найти продукты рыбной отрасли, мясо, и мясные полуфабрикаты. Общаясь с предпринимателями, премьер обращал особое внимание на мощности предприятий, интересовался возможностями механизации производства, как меры, способной увеличить объемы производства продукции и снизить ее себестоимость.

По словам министра экономики РТ Елены Каратаевой, на этой ярмарке стали четко вырисовываться ниши рынка, которые наши предприниматели готовы занять. Производители начали уделять большое внимание внешнему виду продукции, упаковке.

— Стоит отметить, что и ассортимент стал шире, — добавляет Каратаева. — В дальнейшем будем работать над специализацией производств, то есть на что предприниматели могут делать основной акцент. Например, производство масла или сыра, молока или кефира. А также станем прорабатывать вопросы приобретения оборудования, которое бы позволило перейти от ручного труда к машинному.

Также в контексте Дня отцов в рамках ярмарки состоялся «круглый стол», посвященный роли мужчин в реализации проекта «Одно село — один продукт». На нем, в частности, было отмечено, что в большинстве случаев проект, да и вообще предпринимательство в регионе, лежит на плечах женщин. Мужчины же остаются в стороне. Но поскольку проект имеет сельскохозяйственную, производственную направленность, по своей сути он более «мужской». Поэтому, как заметили за «круглым столом», мужчинам региона стоит активнее вовлекаться и в реализацию проекта, и в предпринимательскую отрасль в целом.

Общий товарооборот выставки, посвященной итогам 2015 года, составил 5,5 млн. рублей, в прошлом — 4, 7 млн.рублей. Число посетителей ярмарки, по данным минэкономики Тувы, составило более 16 тыс. человек. Конкурсной комиссией победителями выставки-ярмарки признаны: в номинации «Высокий уровень презентации» — Бай-Тайгинский район; в номинации «Лидер качества в сфере продовольственных товаров» — СПК ПЗ «Бай-Холь» с мясными полуфабрикатами (руководитель Эртине Манзай, Эрзинский район); в номинации «Лидер качества в сфере непродовольственных товаров» — КФХ «Кырлыг-Кара», специализирующееся на переработке кожсырья (глава КФХ Маадыр Кырлыг-Кара, Улуг-Хемский район); в номинации «Лидер качества в сфере услуг» — ИП Эдуард Кара-Сал, обслуживающий аржаан «Ажыг-Суг» (Чаа-Хольский район); в номинации «Муниципальный бренд» — центр «Ак-Чем» ООО «Сайзырал» (директор Саяна Саая, Монгун-Тайгинский район); в номинации «Народный выбор» — СПК «Алдыы-Ишкин» (руководитель Долаана Сат, Сут-Хольский район); в номинации «За сохранение национальных традиций» — дизайн-мастерская «Тыва стиль» (ИП Буяны Уваннай (г. Кызыл); в номинации «Лучший товар (продукт) года» –КФХ «Оюн», специализирующееся на производстве молочных продуктов (руководитель Чечен Оюн, Чеди-Хольский район).

Дипломами и благодарственными письмами также отмечены предприниматели, достойно презентовавшие свою продукцию: СПоК «Сизимский» (руководитель Вячеслав Гусев — за презентацию плодово-ягодной продукции; ИП Зинаида Хомушку — за презентацию продукта «Тыва кулча» (с. Аксы-Барлык Барун-Хемчикского района); КФХ Орлана Балчыя — за презентацию молочной продукции (с. Чаа-Холь Чаа-Хольского района); ООО «ВебМедиаРесурс» — за презентацию мобильного приложения «Алаш Маркет» (руководитель Григорий Ульзутуев, г. Кызыл); ИП Нина Кырлыг-Кара — за презентацию изделий из шерсти ангорки (с. Эйлиг-Хем Улуг-Хемского района).

Антон ПОСОХИН