Тувинская правда 12+

Особый драйв

15 мая 2014
3227

Глава Тувы Шолбан Кара-оол испытал себя на экстремальной трассе за рулем внедорожника.

Глава Тувы занял пятое место в джип-спринте, посвященном Дню Победы. Он принял участие в соревнованиях по джип-спринту, организованных Кызылским клубом любителей внедорожников «Адыг» в честь Дня Победы. Причем не просто в качестве почетного гостя, а участника гонок по бездорожью в категории ATV — мощных квадроциклов, специально созданных для экстремальной езды. Соревнования состоялись 10–11 мая в местечке Кок-Тей под Кызылом, на трассе, приспособленной энтузиастами автомотоспорта под турниры и шоу машин-вездеходов.

Клуб «Адыг», или в переводе на русский «Медведь», с 2010 года проводит подобные соревнования, и с каждым годом они становятся все популярнее не только в республике, но и в Сибири. Если на первых гонках количество участников можно было пересчитать по пальцам, то на «Кок-Тей-2014» заявились уже 46 экипажей из Тувы, Хакасии и Красноярского края. По словам основателя джиперского клуба Юрия Пищикова, в разы увеличилось количество участников от Тувы — за счет вовлечения в автоспорт любителей из сельских районов республики: Дзун-Хемчикского, Каа-Хемского, Пий-Хемского, Улуг-Хемского, Тандинского и Тоджинского районов. Большинство из них дебютировали в гонках по бездорожью.

Впервые испытал себя на экстремальной трассе за рулем мощного внедорожника и Шолбан Кара-оол. Премьер Тувы провел гонку на 82-сильном квадроцикле высокой проходимости. В заезде с ним конкурировали девять спортсменов на машинах примерно того же класса. Глава Тувы, по оценкам специалистов, вполне достойно для новичка подобных гонок прошел всю дистанцию, несмотря на сложность трассы, изрядно разбитой в предыдущий день соревнований. К финишу Кара-оол пришел пятым, однако, как считает один из самых опытных гонщиков тувинского джип-спринта Алексей Добров, неоднократно побеждавший в подобных турнирах, по качеству пилотирования губернатор вполне мог бы претендовать и на победу, если бы не зрители. Пытаясь запечатлеть статусного гонщика на камеры своих телефонов, многие из них, несмотря на предупреждения судей, выбегали прямо на трассу.

«Я не раз сталкивался с похожей помехой и прекрасно знаю, насколько сильно это выбивает из равновесия гонщика, — так прокомментировал Добров заезд Шолбана Кара-оола. — В таких условиях думаешь не столько о гонке, сколько о том, как бы кто из самых любопытных не залез под колеса. Были несколько эпизодов, где по вине таких зевак Шолбану Валерьевичу приходилось выбирать не самую лучшую колею и закапываться, как говорится, по уши в грязь. В этих эпизодах и было потеряно победное время. Но в остальном глава наш показал на удивление грамотное пилотирование. В общем, в команду мы б его взяли».

 «Адыговцы», действительно, приняли Главу республики в свои ряды: на церемонии награждения ему была вручена футболка с символикой первого джип-клуба Тувы. «Как организация мы будем зарегистрированы только в этом году, пока документы проходят согласование, поэтому клубная футболка — это наш единственный «документ» о принадлежности к джиперскому сообществу», — пояснил один из основателей клуба и организаторов джип-спринта Виктор Гулик.

Сам Кара-оол тоже не считает себя проигравшим. «Это особый драйв — победить свои страхи и сомнения. Мужчина обязан быть с техникой на ты, чувствовать ее мощь и уметь ее обуздать», — поделился он своими впечатлениями об участии в джип-спринте. Глава Тувы не исключил, впрочем, что попытается взять реванш у соперников на будущих гонках, тем более, что членство в клубе, даже почетное, обязывает его к участию в делах «Адыга».

В беседе с подвижниками джиперского движения Глава Тувы посоветовал им настойчивее привлекать к организации соревнований, наподобие «Кок-Тея-2014», власти города и республики в лице мэрии Кызыла, профильных министерств и ведомств, вроде Минтранса, Тувавтодора, ГИБДД и других. По его мнению, они и сами должны быть заинтересованы в поддержке движения любителей автоспорта как общественного института, через который можно и нужно, например, формировать в водительской среде нетерпимость к автохулиганству, высокую культуру вождения, с которой на улицах Тувы дела обстоят плохо. Свидетельство тому — многочисленные автоаварии с человеческими жертвами.

Итоги джип-спринта. Заезды были организованы по 5 зачетным категориям, разделенным в соответствии с подготовленностью полноприводных автомобилей к экстремальному бездорожью. К категории автомобилей серийной комплектации «стандарт» победу одержал экипаж из Кызыла — Анатолий Просвиркин и Сергей Тырышкин. В зачете ТР-1 первое место занял семейный экипаж из Саяногорска — Валерий и Владимир Городецкие, ТР-2 — туранцы Илья Шагарин и Вячеслав Данишвар, ТР-3 — абаканские гонщики Анатолий Симаков и Павел Ерин.

Гонки в зачете ATV, в которых участвовал Глава Тувы, проводились в два заез- да — на первенство клуба и на специальный приз Председателя Правительства РТ, учрежденный впервые. Оба приза достались кызылчанам — Байыр-оолу Байыскылану и Алексею Ондару.

В ближайших планах тувинских джиперов — участие в Большом Сибирском тро­фи-рейде «Грязные игры», который организован при содействии администрации губернатора Красноярского края и стартует уже 6 июня, а также в IX Международном внедорожном фестивале, намеченном на 25 — 31 июля в Саянах, ориентировочно — под с. Ермаковским. В программу фестиваля планируется включить и посещение его участниками Тувы, где в это же время начнутся торжества по случаю 100-летия единения республики с Россией.

Юрий НИКИТИН

asdf asdf asdf