Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Особая профессия

17 марта 2018
703

Уважительно, по имени-отчеству, эту солнечную девушку с ясными голубыми глазами стали называть, едва ей минул 21 год. Каждый день в двадцать звонких голосков: доброе утро, Виктория Родионовна!

Два десятка первоклашек первого сентября 2015 года приняла выпускница Курганского педагогического колледжа Виктория Суровцева. На работу ездила из города Кургана в род­­ное село Колташево. Ежедневно в шесть утра за руль — и на работу. Тридцать километров туда и тридцать вечером — обратно.

А через год в школьной семье молодой учительницы птенцов прибавилось вдвое, да и школа была уже другая: начальная №1 имени Михаила Бухтуева. Вместе с мужем, так уж сложились обстоятельства, Виктория переехала в Кызыл. И уже здесь, отработав полтора года и более-менее освоившись, девушка взяла первую свою профессиональную вершину: на городском конкурсе «Учитель года» победила в номинации «Молодой специалист».

Виктория — из того редкого вида людей, которые на профессиональный путь ступают, руководствуясь каким-то сверхчутьём. Про себя она знала уже в детстве, что станет непременно учительницей. Как мама. Мама, Ирина Юрьевна Колесникова, учительницей в начальной школе проработала всю свою короткую жизнь. В 15 лет Вика осиротела, и тянуть с самоопределением не стала: после девятого класса поступила в колледж.

…Сегодня в классе у Виктории Родионовны 36 человек. Кабинет битком, на перемене особо не разбегаешься. За партами в основном — как и положено: мальчик — девочка. Сейчас у них урок русского языка. Изучают сочетания с глухой «ч», вспоминают правила, старательно переписывают в тетрадь текст, затем разбирают его на доске. Малыши то и дело тянут ручонки, а когда ответ на вопрос, который задаёт учительница, так и рвётся с языка, громким шёпотом вскрикивают и тут же извиняются глазами.

Для них Виктория Родионов- на — школьная мама уже второй год. Это её 2-й «Е».

Со своими курганскими первенцами учительница отработала лишь год. Очень, рассказывает, тяжело ребятишки переживали расставание. К новому педагогу привыкали потом полгода. И звонили, и писали ей с вопросами. Ещё перед отъездом договорились, что она дистанционно будет поддерживать ребят, пока они не адаптируются к изменившимся условиям. Чтобы общаться было проще, даже создали для класса группу в социальной сети. Два раза ездили с мужем в отпуск в Курган, и оба раза она встречалась с детьми: рассказывала, где живёт, что это за край такой — Тува, какой здесь суровый климат и какая удивительная культура. Прежде Виктория и сама, спроси её о Туве, ничего конкретного не смогла бы ответить, а теперь благодаря её рассказам в Курганской области о Туве узнали. И два десятка малышей, раззадоренные фотографиями, любопытными историями, а главное — тем, что этот край каким-то непостижимым образом переманил к себе любимую учительницу, сами мечтают побывать здесь. Своими глазами увидеть загадочный буддийский барабан на главной площади Кызыла, изящный обелиск на набережной Енисея, камлание шамана при встрече ещё одного Нового года…

Виктория между тем времени не теряет. Освоилась, обжилась на новом месте — значит, надо идти дальше. Расти как профессионал. И шлифоваться не только практикой, но и — образованием. Планирует поступить в наш Тувинский госуниверситет на учителя-предметника. Правда — заочно, чтобы и сегодняшним её малышам не пришлось переживать расставание.

В Туве искать работу Виктория решилась не сразу. Ей казалось, что в национальной республике без знания местного языка её никто не возьмёт. Впрочем, когда девушка, выдержав паузу, обратилась в мэрию, её тотчас отправили в школу № 1. Там, подсказали, нужен учитель начальных классов.

Первое, что ошеломило, это огромный ребячий коллектив. Как сладить с сорока ребятишками? — ужаснулась девушка. Правда, только в мыслях.

Второе — пришлось наскоро приноравливаться к иноязычным именам, которых прежде в своей жизни она никогда не слыхала. Впрочем, на этом сложности и закончились. Деток она быстро всех запомнила, имена, которые ей даже понравились, выучила, и робость перед количеством преодолела.

— В Курганской области хоть и был у меня класс поменьше, но работать было не так-то просто, — рассказывает Виктория. — Во-первых, дети набрались разные: одни сильные, другие слабые. Из двадцати 18 обучались по усложнённой программе с уклоном в математику, один ребёнок — второгодник — шёл по облегчённой программе, и ещё один был умственно-отсталый восьмого вида. И все — в одном классе. При этом каждая программа предполагает свою методику, и мне нужно было построить урок так, чтобы объяснить тему основной массе, потом подойти к второгоднику и объяснить ему более простыми словами, и ещё успеть отработать с ребёнком восьмого вида — объяснить ему ещё проще. И всё это за 40 минут. Кроме того, все уроки я вела сама. Здесь же в начальных классах есть и учитель физкультуры, и музыки, и рисования.

В колледже будущего педагога готовили ещё и к коррекционной работе с трудными детьми, поэтому ни второгодник, ни ребёнок с отклонением в развитии её не испугали. Что такое особенные дети, девушка знала ещё по маминому опыту работы. Она считает, что в отличие от других, обычных, детей, они более открыты и восприимчивы. Всё, что требуется от педагога, это правильно подобрать к их сердцам ключик.

В Кызыле у Виктории нет трудных. Но даже и не это её удивило и особенно порадовало.

— Мне очень понравилось, — делится учительница, — что местные, тувинские, ребята — особенно мальчики — больше заинтересованы в добыче знаний, чем дети в Курганской области. Стоит только какую-то тему затронуть, и они уже начинают рассуждать, разбираться, глубже её изучать. Причём самостоятельно. Для меня это был в какой-то степени шок.

А как вы видите эту их самостоятельную работу?

— Ну, к примеру, мы сходили в библиотеку, записались — это было сделано для того, чтобы их заинтересовать. И — всё, сейчас ребята рассказывают, как они туда ходят, берут то одну книгу, то другую: а вот помните, говорят, мы по этой теме изучали — и вот такую книгу взяли… Самостоятельно, получается, добывают знания. И потом пользуются ими, на уроках приводят.

Туву Виктория Суровцева потихоньку впитывает, узнавая характер и особенности людей, наблюдая местные традиции и обычаи. Национальный колорит, который пронизывает жизнь в центре Азии, она старается впустить и в свои поурочные разработки. Так, открытый урок для четвероклашек, который она готовила к учительскому конкурсу, молодой педагог приправила элементами празднования Шагаа. Это был, кстати, урок математики.

— Каждое задание я привязала к какому-то моменту Шагаа, — объясняет Виктория. — Даже физминутку разбавила ритуалом приветствия — ребята протягивали друг другу руки, дотрагивались, и мы разбирали правила. Всем было интересно, никто не остался безучастен. А когда у доски девочка ошиблась, класс среагировал мгновенно. Сразу нашли ошибку, показали. Отдачу я ощутила колоссальную. И это — самая главная моя награда.

…Звонок прозвенел, 36 птенчиков вытянулись по струночке на местах. Учительница, в которой и не узнать застенчивую 24-хлетнюю девушку, сразу захватывает внимание большого класса неожиданно сильным голосом. Говорит она уверенно и чётко, как хороший диктор на радио. Внимание ребят, ещё не очень устойчивое, послушно нанизывается на струну её авторитетного соло.

— Виктория Родионовна! — то и дело тянутся ручонки.

«Я счастливый человек, влюбленный в свое дело и свою работу, и считаю, что профессия учителя во все времена была, есть и будет самой уважаемой в обществе, — пишет Виктория Суровцева в своём конкурсном эссе. — Ведь учитель — это даже не профессия, а образ жизни и состояние души. А учитель начальных классов — это тот, кто научит детей не только писать, считать, читать, но и будет с ними петь, рисовать, мастерить, рассуждать, и учиться доказывать свое мнение.

За время работы в школе у каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которыми он руководствуется. Я как педагог прежде всего стараюсь помочь ребёнку распознать скрытые в нём таланты и пробудить желание к саморазвитию и самосовершенствованию.

Быть учителем — это значит уметь достучаться до каждого ученика.

Да, у меня особая профессия: я первый учитель маленького человека, который только начинает открывать для себя этот большой, непонятный, взрослый мир. Поэтому на мне — большая ответственность».

Виктория КОНДРАШОВА