Тувинская правда 12+

Одержимость Любовью

30 сентября 2019
1821

О нас я просмотрела многочисленные эссе коллег, опубликованные в Интернете, и во всех прослеживается единая мысль, что педагог – это уникальная, многогранная и  интересная профессия, предполагающая ответственный труд, творчество, постоянную работу над собой, понимание учеников, чувство юмора, умение общаться с людьми, справедливость и беспристрастность. С чем я полностью согласна.

         Идею раскрытия сути своей философии педагога мне подсказал мой любимый журнал STORY, на страницах которого я узнаю много интересного и полезного.  Обожаю рубрику «Толковый словарь»,  в которой известные люди нашей страны и мира делятся своим восприятием тех или иных понятий. А я приняла решение объяснить свою философию на примере… гласных английского алфавита. Их всего шесть, но это удивительные буквы: без них нет слов, они связывают согласные и образуется слово.  Я выбрала слова, начинающиеся гласными, которые, как считаю, четко и лаконично передают мою педагогическую философию.

         ”А” ([ei]) – самая первая буква английского алфавита. Этой буквой начинается слово «art» искусство. Дидро сказал, что «искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном, и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?  В этом искусство владения педагогическим мастерством. Великий педагог Симон Соловейчик с этой позиции определяет, что «воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».

Поэтому работа каждого учителя – это искусство в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается им творчество, без которого учитель не мыслим.

         Считаю символичным тот факт, что название нашего колледжа на английском языке звучит как ART COLLEGE.

         E” ([i:]) – эта буква лежит в основе слова education – образование, просвещение, обучение. Эти слова – основа учительского мастерства. Учитель обучает, просвещает и образовывает. Но чтобы обучать других, нужно самому иметь специальные знания. Я благодарна своим родителям и близким, своим школьным учителям Кызылской школы № 7, которые помогали мне познать этот мир, особенно своей «француженке» Антонине Васильевне Блиновой, привившей мне любовь к музыке французского языка, о котором кто-то из классиков сказал, что это «красивая мелодия, сказанная словами».  Благодарна своему вузу, который дал мне высшее образование. Это МГПИИЯ (Московский государственный педагогический институт иностранных языков) им. Мориса Тореза в столице, сейчас – Московский государственный лингвистический университет.

         В одном из размышлений моего коллеги, прочитанном  в Интернете, сказано, что «быть учителем – это ответственный труд, предполагающий учить не только детей, но прежде всего себя». Потому что обучать – это значит вдвойне учиться и работать над собой. Еще 500 лет назад французский философ и писатель Мишель Монтень заметил: «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем научиться самому». Этим высказыванием он определил цель на все времена, которая не потеряла актуальность и в  ХХI веке: учителю следует постоянно совершенствовать  свои знания, развиваться, чтобы идти в ногу со временем и быть успешным в профессии.

         I” ([ai]) – identity – личность, индивидуальность, idea  идея, image -  образ.

Не сделаю никакого открытия, если скажу, что педагог обязан быть личностью, а значит быть примером для подражания во всем: в знаниях, поведении, личном облике. В последнее время принято говорить «имидж учителя». Что он включает в себя? Элементы педагогической техники: речь, мимику, одежду плюс определенные внутренние характеристики. Это  понимание учеников, чувство юмора, умение общаться с людьми, справедливость и беспристрастность. Личности без имиджа не бывает. Личность всегда запоминается, ей хотят подражать и следовать надолго. Она способна зажечь и повести за собой.

Таким примером личности для меня была и остается Лидия Сергеевна Новикова, директор моей родной школы № 7 города Кызыла, которая теперь носит ее имя. Она в 70-ых годах прошлого столетия  уже была педагогом-новатором, хотя этого термина еще не существовало в педагогическом обиходе. Она фонтанировала идеями, заражала ими и  претворяла их в жизнь.

 Idea  еще одно английское слово на i. Есть идеи, значит есть творчество, или модное сейчас слово креативность – способность творить, создавать что-то новое. Думаю, что личность педагога без креативности  – это не педагог.

         O” – ([ou]) – obsession -  одержимость. Это слово тоже неразрывно связано с личностью, потому, чтобы ею стать, надо быть одержимым. А одержимость требует много усилий, затрат, порой жертвенности в чем-то. Поэтому учителю надо забыть об инертности и бездеятельности и проявить максимальную активность и творчество.

         U” – ([ju:]) – из всех слов на эту букву выбрала слово university”, думаю, понятное без перевода. Для истинного педагога университет – это не только учебное заведение, дающее высшее образование. Считаю, что это синтез составляющих, из чего учитель набирается профессионального и жизненного опыта:

         - это и дополнительное образование и самообразование;

         - это и наши коллеги, общаясь с которыми мы подсматриваем что-то для себя, учимся на их мастерстве, обмениваемся мнениями и опытом, просим помощи;

         - это и сами дети, у которых можно многому научиться, обучая их;     

         - это и наши семьи;

         - это и наши увлечения.

         Последняя гласная – “Y” ([wai]). Ею начинаются такие слова как “youth молодежь и  “young  – молодой, тоже нашедшие свое место в моей философии педагога.

         Современный учитель должен быть молодым, так как он работает с молодежью. Но это предполагает не молодость как возрастную категорию, а молодость души, которая заключается в постоянном стремлении педагога к познанию, творчеству, неугасающему интересу к тому, что и кто его окружает, желанию улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательности душа быстро стареет. И человек становится неинтересен. А потерять интерес  учеников – это трагедия для учителя.

         Вот какие гласные существуют в английском алфавите. Но в конце своего эссе сделаю отступление от этих волшебных букв, которыми попыталась представить свою философию педагога. И подытожу его словом LOVE” – любовь. Василий Ключевский, одни из крупнейших русских историков, сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

         И это главное!

Елена БЯНКИНА,

учитель иностранных языков высшей категории Кызылского колледжа искусств

asdf asdf asdf