Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Ода чаю и войлоку

19 августа 2014
1631

15–16 августа в Кызыле проходил V Международный фестиваль войлока «Узоры жизни на войлоке», который в этом году был оформлен в необычные рамки.

На площади Арата в эти дни развернулось негласное, но напряженное соревнование участников фестиваля за зрителя. В качестве приманки все использовали традиционный тувинский чай, сваренный тут же на кострищах. Чаеварами от делегаций из районов, которые еще накануне поставили свои просторные юрты на кызылских площадях, были назначены самые опытные и уважаемые кырган-авай (бабушки). При поддержке своих земляков — самодеятельных певцов и поэтов, они ловко колдовали у казанов. К этому стихийному концерту с удовольствием присоединялись кызылчане и гости столицы, исполняя и хоомей, и частушки, посвященные чаю. Иногда было даже непонятно — войлоку или душистому тувинскому чаю посвящен этот фестиваль… Не случайно говорят о том, что чай — это душа застолья и объединяет людей любой национальности, что и доказывали кырган-авай, угощавшие гостей, усевшихся прямо на асфальт на заботливо уложенных ковриках из овечьих шкур.

Неподалеку от этих «горячих точек» второй, более молодой, группе участников районных делегаций предстояла очень ответственная и трудоемкая работа — показать весь процесс ручного изготовления войлочного покрытия юрты, ковра и (кто успевал) войлочного матраца.

Забегая вперед, отмечу, что городского зрителя наблюдение очень сложного и трудоемкого процесса изготовления войлока не просто восхитило. Для многих зевак знакомство с древней технологией стало открытием, изменившим их отношение к труду животноводов.

В юртах же, привезенных делегациями из районов Тувы, тоже было чему удивляться. И это при том, что за время работы в СМИ я повидала воочию множество обрядов, праздников кочевников и убранств юрт. Но вот устройство для роженицы (тыртыг), на котором женщина повисала во время родов, — я увидела впервые именно здесь, на фестивале войлока, в юрте Овюрского района. В другой половине юрты (женской) ребеночка уже ждала люлька, тоже изготовленная по древним традициям. Хозяин этого удивительного жилища, водитель Шимет Тюлюш, с удовольствием продемонстрировал нам и процесс выгонки молочной водки (араки). Ребенок родился — семью и гостей ждет праздничное угощение!

Несмотря на совсем не августовскую жару, фонтан на площади отключили, но жизнь на ней била ключом. Здесь проходили мастер-классы по плетению из шерсти веревок, «лепки» шляп, шапок, сумок и сумочек, изготовлению художественных картин из разноцветной шерсти сухим и мокрым способами.

Самыми посещаемыми, судя по всему, были юрты мастеров, приехавших из Монголии и Киргизии. Монголы привезли на продажу две больших юрты, ковры, много обуви, национальную одежду, изделия для снаряжения коней. Киргизы, в основном, торговали сувенирами великолепного качества. На площадке, занятой художниками из Кемеровской области и Красноярского края, тоже было не протолкнуться. В полном смысле этого слова меня сразили куклы, игрушки ручной работы мастера из Кемерово Светланы Герасимовой.

 К столику Светланы стоило подойти хотя бы для того, чтобы полюбоваться великолепной работой в стиле малой скульптурной графики из шерсти, вискозы и натурального шелка по мотивам художницы Анны Березовской «Весна». Тончайшая работа, удивительная прорисовка каждой детали не только самих фигурок этих чопорных дам, которые, приподняв длинные подолы своих бальных платьев, пробирались к первым цветам по талому снегу. Учитывая, что история, рассказанная художницей, была изображена не при помощи красок или гипса, а из той самой шерсти, разноцветье которой в этом сюжете просто завораживало, эта скульптурная группа заслуживает того, чтобы стать уникальным музейным экспонатом. Не менее интересными были и остальные сувениры Светланы Герасимовой, каждый из которых изготовлен по мотивам какой-то сказки или мультимедийного проекта.

Стоило посмотреть и на работы Наташи Орешиной, художницы творческой мастерской «Ламантин» из Междуреченска, полюбоваться на великолепные вечерние костюмы из тончайшего войлока, в которые были одеты тувинские красавицы-модели художника-модельера из Улан-Удэ Улзимы Ванзатовой, примерить сибирские валенки ручной работы мастера Ивана Плахуты из села Большая Речка Красноярского края, чтобы еще раз сказать «спасибо» войлоку. И еще раз поблагодарить организаторов этого праздника за то, что заставляют нас не забывать древнее ремесло, которое дает людям не только здоровье, но и радость творческого вдохновения.

Галина МУРЫГИНА