Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Очистить помыслы и душу

23 января 2014
2349

По сообщению Управления Камбы-ламы, Тувы Год Синей деревянной лошади наступит 31 января. В ночь накануне наступления Шагаа в буддийских храмах Тувы проходят праздничные молебны. Традиционно ранним утром на горе Догээ в предместье Кызыла совершается обряд «сан-салыр» (разведение жертвенного костра, в который бросают кусочки лакомой пищи, возжигают пахучий можжевельник — артыш). Проводятся обряды очищения: стряхивают с одежды пыль и грязь, валяя ее в снегу, что символизирует освобождение от прошлогодних грехов.

Обязателен обряд «чолукшуур», когда все приветствуют друг друга, причем люди младшего поколения протягивают руки к старшим ладонями вверх. Этот обряд приветствия — проявление уважения к старшему поколению. В Шагаа принято навещать своих родственников и обмениваться подарками, развешивать флажки хей-аът, которые, считается, способствуют под­нятию духа и благополучию.

В преддверии праздника в редакцию газеты «Шын» был приглашен Камбы-лама Тензин Цултим, была организована «горячая» телефонная линия, чтобы жители Тувы могли задать свои вопросы, связанные с праздником Шагаа. Звонков было много, и не только из Кызыла, но и из районов. Предлагаем вниманию читателей некоторые ответы Камбы-ламы на вопросы читателей.

— Начало и конец наступающего года ожидаются плохими, нужно быть осторожными, внимательными. Почему?

— В нашей вере, в учениях Будды, Далай-ламы есть такие вещи, как хорошая судьба (ууле), плохая судьба. По-другому — карма. Какая у человека карма, так он и будет жить. Если делал все хорошо — итог будет хорошим, а если нет — нехорошее пойдет следом. Каждый разумный взрослый человек способен дать оценку своим поступкам, а значит, ему по силам предугадать свое будущее. Причинил кому-то зло, дал волю черным мыслям — готовься к трудностям. Таков закон кармы.

— Можно ли возле дома делать обряд «сан салыр»?

— Да, можно. «Хозяин» деревни, местности, Тувы будет рад. Смысл обря- да — в этом. Плохо, когда обряд проводят в нетрезвом виде.

В какое время нужно проводить этот обряд?

— В специальных таблицах мы видим: в час тигра, с 3 часов 40 минут до 5 часов 40 минут. Когда рассветет до такой степени, что можно будет увидеть линии жизни на своей ладони.

— Шагаа наступает 31 января. Степан Сарыг-оол называл праздник Шагаа первым месяцем весны. Не рано ли мы встречаем весну? В буддийском календаре указано начало марта.

— Хороший вопрос. В прошлом году мы весну встретили 11 февраля, а в этом году по нашим таблицам выпадает последний день января. Всего-то десять дней разницы. Если раньше встретим весну — плохого в этом ничего нет. Мы смотрим только день и месяц.

— Откуда взялось, что Шагаа наступит 2 марта? Как это вычислялось?

— Надо спросить у тех, кто выпускал этот календарь.

— Наша республика многонациональная. Что нужно знать жителям других веры и культуры о Шагаа в общих чертах? Какие каноны существуют, и какой этот год будет для всех нас, для республики?

— Мы уже говорили о том, что в буддизме нет понятий хорошего дня, плохого дня. Этот год будет мужской, жесткий. Поэтому мы должны встретить его соблюдая все традиции и обычаи, с хорошими мыслями. Кроме того, 2014 год — год дерева и четырех святых знаков — зеленых менги. Деревья имели отношение к основным событиям в жизни Будды. Его мать опиралась на дерево во время родов. Он достиг просветления, сидя под деревом, и ушел из жизни, окруженный деревьями. Неудивительно поэтому, что раньше тувинцы не рубили деревья, не ломали ветки на них. Поэтому не лишне на Шагаа поклониться дереву, а по весне посадить саженец. И, конечно, если ты — буддист, должен в Шагаа читать мантры, особенно ом мани падме хум.

— Нужно ставить на стол то, что любит лошадка?

— Если символически, то, конечно, можно пиалку с овсом поставить. Но есть его совсем необязательно. Главное — чтобы была белая пища. Во время сан-салыр нынче нельзя одно — преподносить жертвенному огню мясо.

— Встречая Шагаа, надо почистить, побелить печку, принести в жертву духу огня пищу. Сейчас мы переехали в город, в благоустроенный дом. Как соблюдать традиции?

— Чистоту, порядок надо поддерживать везде и всегда. И перед Шагаа прибраться в квартире будет не лишним. Но главное — очистить свои помыслы и душу.

Елена ЧАДАМБА