Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Очарованные хоомеем

22 августа 2017
631

Позади второй Международный фестиваль «Хоомей в Центре Азии». Сейчас анализируются его итоги, делаются выводы, строятся планы на будущее. Да, не всё получалось, но организаторы старались. Им — особая похвала и благодарность. Ведь праздник всё — таки состоялся!

В рамках фестиваля проводился III Межрегиональный фестиваль — конкурс конного убранства «Наследие предков». Оказалось и сравнительно мало участников, и случилось большое ЧП. Конечно, блистали и претендовали на первое место (так считает одна из членов жюри, доктор культурологии Айлана Кужугет) посланцы далекой Якутии. Но… Их уникальную работу из серебра (стоимостью 300 тысяч рублей)… украли. Гости из далекого Якутска, конечно, вели себя очень корректно. Но для нас осадок остался. И — огромные моральные потери.

Или республиканский конкурс видеороликов «Хоомей — бренд Тувы». Еще до начала было понятно, что представленные материалы не дотягивают до требуемого уровня. Но с чего — то же надо было начинать. Может, в дальнейшем мастер — классы помогут энтузиастам освоить это искусство.

Случились и проблемы с визами, из — за чего на гала — концерте зрители не увидели многих иностранных участников. К сожалению. Но это надо будет учитывать на будущее, чтобы всё проходило на «ять».

Зато главное «блюдо» форума — хоомей — предстал во всем многообразии. Потому в эти дни в Кызыл из разных мест Земли ехали энтузиасты ради искусства горлового пения, как правило, за свой счет, кто — то и целый год зарабатывает на поездку. Смотреть и слушать оказалось интересно. Причем, как ни странно, более отличились на этот раз не солисты, а коллективы. Более ярко проявили себя номинанты в «Хоомее в современной интерпретации». По крайней мере, выделились и запомнились.

Чем богат такой праздник? Конечно, встречами и знакомствами. Отрадно, что надежный и старинный друг Тувы Макигами Коичи не только работал в жюри, но и выходил на сцену с коллегами, показывая, какие интересные композиции можно создавать под звуки горлового пения — в этом японцы большие выдумщики. Зал гремел аплодисментами.

Или интернациональный дуэт «Белдир» супругов, работающих в Китае. Это гитарист Энди Бауэр (берет в руки и игил, к слову) из Колорадо, США, и Тран Нгуен из Вьетнама, из Ханоя. Молодые люди и познакомились в Пекине, во время учебы. История длится уже 10 лет. Их интересы — этнология, антропология, языки. Энди даже немного говорит на русском, старается освоить хоомей, пятый раз в нашем регионе. Учитель — Бады — Доржу Ондар. А супруга, помимо того, что поет, играет на уникальном национальном вьетнамском инструменте дан бо (три раза ездила в Горный Алтай). Он — однострунный, но какие звуки мастер из него может извлекать! И зримо возникает красочный Восток под такие своеобразные мелодии… Так что фестиваль — это и возможность знакомства с великим разнообразием культур.

Да, мы много слышали звуки банджо в кино и с экранов телевизовор. Но лучше всё — таки реально увидеть и узнать, как же это происходит. Тут отдельная благодарность американцу Дэймону Постлу, высоченному блондину. Видимо, парень заводной, потому что на концерте закрытия форума мы еще наслаждались звуками кантри — инструмента в сочетании с горловым пением Роберта Маклафлина. Студент из США со светлым длинным хвостиком вьющихся волос покорил местных зрителей подачей тувинского хоомея. Не удивительно, вызывали на бис. Потому что получилось необычно, ново — завораживает. Своеобразная изюминка. Такими минутами славен и памятен праздник.

Хосоо — Хасбаяр Дангаа на гала — представлении пел сам, тут мы узнали звучание его голоса без «электронных» наворотов. Берет за душу. А учился у Геннадия Тумата, в 1990 — е. И другое впечатление, нежели под фонограмму. Его и еще нескольких иностранцев отметили как послов хоомея в мире. Среди награжденных — Терада Рехей, многие лета преданный Туве и искусству горлового пения. Как он напитывается впечатлениями, на том же обряде «Освящения оваа» в Алдын — Булаке фиксирует происходящее, поглощает каждой клеточкой увиденное… И он не один такой.

Очередями строчил фотоаппарата Шон Ли, китайца из Внутренней Монголии, набирался рассказов о ритуале. Впитывала происхолдящая, как губка, пара из Канады — контрабасист Питерсон Скотт и клавишница Чанг Юми, ее родители родом из Южной Кореи. Он в Туве уже в третий раз, она – в первый, но оба полны богатых впечатлений.

На обряде в Алдын — Булаке появились и родные Оксаны Бадрутдиновой, родители и сестра. Она погибла в военном самолете 25 декабря прошлого года на ночном взлете в Сочи, рейс летел в Сирию. Оксана Тахировна приезжала и в Туву в командировку со знаменитыми музыкантами. А ее самые близкие люди путешествуют по следам дорогого им человека. Участвовали в церемонии, также узнавали традиции мест, где была их дочь и сестра. Того просят их сердца…

Особые и яркие впечатления у многих — о Джеффе Коффине. Да, другого друга у Конгар — оола Ондара и не могло быть. Яркая личность. Простой. Доступный. Много знающий. Наша недлинная беседа случилась именно в Алдын — Булаке, что придавало особый аромат: природа располагает к откровенности. Когда вручили ему «Тувинскую правду» с публикациями о фестивале, он сразу же попросил еще экземпляр для мамы. Тут у нас и гордость за родное издание, и приятное удивление за мэтра: даже так далеко от родины думает о маме… Подарил диск со своими записями вместе с Феликсом Пасториусом и Джорданом Перлсоном (они тоже выступали в Кызыле), the viridian trio называется. Нашим читателям — автограф: «Для наших русских друзей — Спасибо вам за вашу поддержку искусств и за вашу дружбу… Мы надеемся вернуться в Туву и Россию снова, чтобы творить больше музыки с вами! С любовью и миром — Джефф Коффин».

Автограф — с рисунком. Видимо, это часть сути маэстро. Он даже показал на левом плече одну из трех своих татуировок: сам сделал эскиз, это маска Удивления, выполненая в черной и красной гамме. Весьма оригинальная (кто — то из окружающих сразу захотел набить такую же). Саксофонист много и тонко шутит. Живет в Теннеси, Нашвилле, там и студия. Выглядит весьма молодо, задор и любопытство в умных глазах, есть сайт в Интернете, www.jeffcoffin.com, в первом браке — двое детей, приемные. В Туву приехал со второй супругой, с которой вместе 11 с половиной лет. Это миниатюрная японка Рюоко Сузуки, родом из Фукусимы, гражданка Японии. Специалист по йоге, массажу, медитации и многому другому. Тува природой в Алдын — Булаке напоминает родные места.

Джефф Коффин особо не планировал, не загадывал поездку по части эмоций: что будет — то будет. Но впечатления превзошли ожидания. Надеется снова быть в центре Азии. Уровень наших музыкантов похвалил. Кстати, в пятницу, 18 августа, дал мастер — класс для артистов Духового оркестра и джазистов филармонии вместе с коллегами по трио. Инструменты у него фирмы «Ямаха» без лака, матовые, считает, так лучше звучат саксофоны. До сих пор учится, считает, только недавно стал понимать суть инструмента. А ему уже за 50. Кроме него есть еще несколько человек, кто играет сразу на двух саксофонах. Но один может сразу на трех! После Кызыла великолепное трио ждали в Москве в Доме Скрябина.

Мэтр прост в общении. Запросто обнимается, и это искренне. Умеет пленить обаянием, демократично одет.

На обряде в Алдын — Булаке министр культуры Алдар Тамдын подробно рассказывал про священное оваа. Там и камни из разных мест Земли, где — то 95 тонн, и сакральные предметы. Среди них ‘— серебряная ручка, символ грамотности, Знания.

Знание и стало ярким символом большой августовской встречи. Мы многим полезным и интересным обогатились за дни фестиваля. Особенно — познанием ценности дружбы и человеческих контактов через моря и океаны. Что может быть прекрасней?!

И это всё благодаря хоомею.

Марина КЕНИН — ЛОПСАН