Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Обновление «Саян»

7 ноября 2019
340

В конце октября на сцене Тувинского театра национальный ансамбль песни и танца «Саяны» открыл 51-й сезон. Собрался полный зал зрителей. Были и руководитель региона Шолбан Кара-оол с супругой. Он ближе к концу вышел на сцену, коротко напутствовал коллектив, а трех руководительниц даже приобнял.

Дело в том, что ансамбль не только открывал сезон, но и показывал обновленное «лицо». После празднования юбилея в первой половине года многие руководители передали «бразды правления» другим персонам. Кто они? Практически все – знакомые нам давно. Художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РТ Оксана Тюлюш, музыкальный руководитель – заслуженный деятель искусств РТ Аяна Монгуш, директор – заслуженный деятель искусств РТ Алена Донгур-оол, продюсер концертных программ – Адыган Айыжы, репетитор женской балетной группы – заслуженная артистка РТ Чечена Сувакпит, репетитор мужской балетной группы – Марат Тумат. Программа в двух отделениях, около двух часов разнообразных номеров. Что отрадно – бесплатно раздавали программки, где четко всё расписали.

Первой слово взяла Оксана Владимировна, которая умеет задушевно общаться с аудиторией: вспомнила имена основателей коллектива, чьи творения вошли в «золотой» фонд ансамбля, высказала надежду, что вечер получится светлым, а воспоминания останутся на всю жизнь. Практически так и случилось. Зрители бурно встречали композиции, одобрительно реагировали, дарили цветы. Увидели и уже известные номера, и что-то новое. Смотрелось всё органично, продумано, из-за удачной смены танцев на пение не было никаких заминок и пауз. Даже попытались использовать возможности софитов на сцене в оформлении номеров. Несколько раз за белый рояль (который, правда, и мешал танцорам, всё-таки сцена маловата…) садилась Оксана Тюлюш, прекрасная пианистка.

Кому-то больше понравилось одно, кому-то – другое. Вне конкуренции талант Монгун-оола Ондара, в «Доруг-Дайым» он автор музыки и текста, сам – солист. Звучало красиво, мощно, интересно. Наша любимая звезда в тонусе, творческой форме, на подъеме. И приняли номер заслуженного артиста РФ и народного хоомейжи РТ на «ура». Он вместе с примой, народной артисткой РТ Айдысмой Кошкендей запомнились в увертюре из оперы (!) «За Отчизну!» композитора Б.-М. Тулуша, который дирижировал оркестром. Певцы – сложившиеся личности, визитная карточка искусства малой родины. Его они всегда достойно представляют за рубежом. Хранители традиций «Саян».

В честь Года театра в России придумали номер «Монолог Кары» – это хореографическая картинка. Автор и исполнитель сольной партии – Н. Пирожкова. Интересная трактовка образа героини «Хайыраан бота» В. Кок-оола. А квинтет певиц и певцов а’ капелла представил «Маму» А. Лаптана на слова С. Серена в переложении О. Тюлюш. Любимое произведение многих поколений звучало по-иному. Сложное переплетение партий – тут есть над чем еще работать и работать. Появилась и своя трактовка шаманских образов, «Зов шамана» хореографа Ш. Чооду, композитор – заслуженный деятель искусств РТ А. Монгуш.

У танцоров проблем в техническом плане хватает. Повторюсь: подготовки только в нашем колледже искусств недостаточно! Надо организовывать поездки в лаборатории за Саяны, проводить мастер-классы дома. Главное – отправлять таланты на учебу, как в годы Советского Союза, в хореографические училища страны. И – огромный каждодневный труд у станка требуется. Тогда, может, и появится результат. Да, не увидели классического и любимого произведения, «Звенящую нежность»… А она должна быть в активе, всё-таки открывали сезон. Может, некому ее представлять? А то «Эзир-Кара» А. Мандан-Хорлуу из «золотого» фонда объявили, но как умел подать образ сам создатель, его высокий прыжок, апломб, энергетика – увы, нет на сцене сейчас. Да, аккуратно выполняются движения, рисунок танца сохранен, костюмы такие же, а мощи и силищи – нет. Без артистизма тут никак. 

Думается, мало было уделено внимания истинно тувинской танцевальной и песенной классике. Ее хотелось бы больше в программе. А дань буддийской и военной тематике, 1950-м годам – это как эксперимент. Подобное создадут и в других регионах, а мы должны показывать уникальность своего искусства. Авангард имеет право на существование, но всё-таки дозированно. И самое неприемлемое для коллектива такого уровня – фонограммы! Ведь дирижер Аяна Монгуш может горы свернуть! И это мы имели возможность заметить. У визитной карточки Тувы, где есть свой оркестр, «фанера» недопустима. «Саяны» славились хоровым искусством, сейчас что-то не особо видно его.

Руководители пришли с потенциалом и идеями, сложившиеся специалисты. Так что будем ждать изменений к лучшему в любимых «Саянах», понятно: за считанные месяцы просто невозможно сделать необъятное. 

Работать есть над чем.

Марина КЕНИН-ЛОПСАН