Тувинская правда 12+

Обязаны все работодатели

6 сентября 2016
1879

— Будьте добры, расскажите о специальной оценке условий труда и об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Андрей Монгуш; г. Ак-Довурак

На вопрос отвечает прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Дмитрий ЧЕРЕВКО:

— В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации в обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда входит проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда определяет Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Под специальной оценкой условий труда рабочих мест (спецоценка) понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно.

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям статьи 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в соответствии с методикой проведения, которая утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 № 33н.

Срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 года аттестация рабочих мест. Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда». При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 года. В то же время работодатель вправе провести специальную оценку в порядке, установленном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. В случае, если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, по общему правилу спецоценку нужно завершить до 31 декабря 2018 года. При этом допускается поэтапное проведение спецоценки рабочих мест, перечень которых определяет комиссия.

В целях сокращения затрат на проведение спецоценки работодателям можно проводить ее не на всех рабочих местах. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20 процентов из них, но не менее чем на двух местах. Результаты спецоценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, а также одновременно имеют следующие характеристики: профессии, должности, специальности одного наименования; использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; выполнение идентичных трудовых функций в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса; обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Внеплановая спецоценка необходима только в определенных случаях: при появлении на предприятии новых рабочих мест; если она будет назначена трудовой инспекцией; при изменении технологического процесса, замене оборудования, замене используемых материалов и сырья, замене средств индивидуальной или коллективной защиты, при условии, что эти изменения повлияют на уровень вредных и опасных факторов; если произошел несчастный случай или профзаболевание; по инициативе профсоюза.

Проводить спецоценку следует в течение шести месяцев со дня наступления какой-либо из перечисленных ситуаций. При этом оценивать нужно только те рабочие места, на которых произошли изменения или по которым вынесены предписания. Внеплановая спецоценка проводится в порядке, идентичном порядку проведения плановой спецоценки.

Условия труда на рабочих местах для вновь зарегистрированной организации также подлежат специальной оценке. Смена офиса тоже является вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Соответственно, на этих рабочих местах должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда. В таких случаях специальная оценка проводится в течение шести месяцев с момента ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа. На должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наносится штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридические лица — от 60 000 до 80 000 рублей. За повторное совершение правонарушения предусмотрены повышенные размеры административных штрафов.

asdf asdf asdf