Столица Тувы будет расширяться в южном направлении, где открылась новая автомобильная трасса.
В Туве в торжественной обстановке открыли дорогу в объезд столицы республики — города Кызыла, построенную для большегрузного транспорта. Теперь тяжеловесные машины не будут ездить по внутригородским дорогам, в частности, по новой четырехполоске на улице Магистральной (верхняя трасса). В церемонии открытия принял участие глава Тувы Шолбан Кара-оол, по инициативе которого к строительству дороги привлекались и частные инвесторы — в частности, на отсыпку земляного полотна. Завершило строительство тувинское предприятие ООО «Восток», «одевшее» дорогу в асфальтобетон на протяжении всех 18 километров. Это дает основание присвоить дороге уровень качества не ниже IV категории, то есть сравняться по параметрам с федеральной трассой М-54, с которой она пересекается.
Разрезая традиционную в таких случаях ленточку, Шолбан Кара-оол подчеркнул, что строители справились с заданием не только по качеству, но и по времени — дорога сдана в эксплуатацию на полгода раньше установленных сроков. Это серьезный вклад дорожников в социально-экономическое развитие двух муниципальных образований — города Кызыла и Кызылского района. Шолбан Кара-оол поблагодарил строителей за труд и вручил награды наиболее отличившимся. Мастер дорожного участка Монгун Чульдум удостоен Почетной грамоты главы республики, водитель Сергей Ооржак и прораб Вадим Бузур-оол — памятной юбилейной медали в честь 100-летия единения России и Тувы.
Как отметил директор дорожного предприятия ООО «Восток» Сергей Уюсов, строительство велось «под ключ», то есть, финансирование работ по такой форме осуществляется после утверждении акта государственной приемочной комиссии о том, что объект введен в эксплуатацию. Эта процедура пройдена успешно.
На строительство объезда направляется в общей сложности чуть более 200 млн. рублей. Однако эти затраты должны окупиться с лихвой, поскольку теперь для многотонных грузовиков с угольных карьеров и других месторождений, разрабатываемых в Туве, проезд по улицам Кызыла поселка Каа-Хем можно закрыть, и внутригородские дороги от тяжелых машин страдать не будут, отметил глава Тувы.
По сути, республика, защищая муниципальные дороги от большегрузов, построила объездную трассу для Каа-Хемского угольного разреза, золотодобывающих предприятий «Тардан Голд», «Ойна», а также компании «Лунсин», чей транспорт неизбежно движется по данному маршруту. Созданная властями Тувы инфраструктура поспособствует развитию их бизнеса. Поэтому вышеназванные частные инвестиционные компании, зашедшие в Туву по федеральным конкурсам на освоение месторождений, будут приглашаться к более активному участию в социальных, инфраструктурных и иных проектах республики.
Шолбан Кара-оол убежден, что кызыл-ская объездная дорога — первый, но не последний опыт властей республики в работе с крупным бизнесом по инфраструктурным проектам на условиях государственно-частного партнерства. Он сообщил, что в ходе его реализации достигнута договоренность с горнодобывающей компанией «Лунсин» об инвестициях в развитие дорожной сети Тувы.
Сегодня с компанией обсуждается, в частности, вопрос внесения только в текущем году вклада на 25 млн. рублей в региональный дорожный фонд, которые могут быть направлены на другие проекты. Со своей стороны власти республики готовы включить компанию в реестр региональных инвестиционных проектов, что дает ей право рассчитывать на серьезные налоговые преференции в рамках закона об особом порядке налогообложения налогом на прибыль и НДПИ реализации региональных инвестиционных проектов.
Отметим, что компании, попав в реестр региональных инвестиционных проектов, высвободившиеся средства смогут направлять на расширение и модернизацию своего производства, на более активное участие в социальных, инфраструктурных и иных проектах республики. Тува же, запустив механизмы налоговых преференций в рамках региональных инвестиционных проектов, сможет привлекать к себе новых инвесторов, а с ними — и создавать новые возможности для формирования дополнительных источников дохода, как для республики, так и для ее жителей.
В день открытия объездной дороги, связывающей угольный разрез «Каа-Хемский» с федеральной трассой М-54 «Енисей», глава Тувы обсудил вопросы расширения тувинской столицы в южном направлении с властями города Кызыла и Кызылского района. А именно вдоль новой дороги предполагается развернуть комплексную жилищную застройку. Принципиальное требование Шолбана Кара-оола — обеспечение благоустройства прилегающей территории, соответствующего архитектурного стиля, централизованного тепла, света, воды и других коммуникаций, а также объектов социальной сферы.
Долаана САЛЧАК