В Управлении федеральной антимонопольной службы России по РТ состоялся «круглый стол», посвященный ходу реализации федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Помимо нововведений, регламентирующих процедуру планирования закупок, теперь разбитую на два этапа — разработка плана и плана-графика, о чем уже не раз писалось, новая норма также закрепляет необходимость обоснования этих самых закупок, включая их цену. Федеральный закон также обязывает заказчиков создавать специализированную внутреннюю службу, занимающуюся контрактами.
Что касается обоснования закупок, то осуществлять это заказчик должен исходя из своих потребностей.
— Перво-наперво необходимо утвердить начальную максимальную цену контракта, — разъяснил главный госинспектор УФАС России по РТ Айдыс Ооржак. — Проще говоря, почему именно такая сумма, а не иная указана для данной конкретной закупки. Также заказчику необходимо обосновать и свой выбор способа определения поставщика. Допустим, почему его выбирали именно процедурой проведения электронного аукциона, а не иначе?
Немаловажным нововведением является и нормирование закупок, заключающееся в том, чтобы процедура исходила из реальных потребностей заказчика. К примеру, закупки не должны иметь избыточных потребительских свойств и не быть предметами роскоши.
Поскольку процедура закупок несколько усложняется, норма закона, предусматривающая создание заказчиком внутренних служб или контрактного управляющего, занимающегося закупками, — целесообразна. В обязанности данной структуры вменяется ведение процесса закупки от утверждения плана до самого исполнения заказчиком контрактных обязательств.
— Это не обязательно должна быть новая штатная единица, — поясняет руководитель УФАС России по РТ Ольга Долгих. — Достаточно выделить одного или трех человек (если речь идет о крупном бюджетном учреждении) из уже имеющейся штатной численности. Однако сотрудник этой службы должен либо иметь профессиональное образования в сфере закупок, либо пройти курсы повышения квалификации в этой сфере.
Новая норма не преследует цель дополнительно обременить заказчика или поставщика. По мнению Долгих, это, прежде всего, совершенствование законодательства, которое должно обеспечить здоровую конкуренцию на рынке закупок.
— В 2014 году в наше управление поступила 121 жалоба о нарушениях в сфере закупок, в 64 случаях нарушения подтвердились, — проинформировал Айдыс Ооржак. — Обычно эти нарушения касаются порядка закупок, установления заказчиком таких условий проведения конкурса, которые ограничивали круг участников. Такая практика встречается довольно часто, но, думается, новшества, введенные федеральным законом в эту сферу, будут способствовать искоренению подобных нарушений.
Владимир АНТОНОВ