Тувинская правда 12+

О чем расскажет серебро

13 сентября 2014
1415

В Национальном музее РТ открыта выставка «Ювелирное искусство тувинцев. Серебро», на которой представлены лучшие образцы ювелирных изделий, сотворенных из этого металла тувинскими художниками.

По мнению министра образо­вания и науки РТ Каадыр-оола Бичелдея, эта выставка позволит гостям музея, в первой волне которых, кстати, было много засаянских гостей, открыть для себя душу тувинцев.

— Серебро в руках мастера — это поющая девушка, в пении которой отражается красота земли нашей, — заметил министр. — На этой выставке серебро предстает перед гостями не столько драгметаллом, сколько воплощенном в изяществе форм ювелирных украшений духовном богатстве нации. Ее душой.

После короткой церемонии разрезания алой ленты, гости смогли убедиться в справедливости сказанного. В светлом зале за стеклянными стендами представлены несколько сотен серебряных изделий, выполненных руками тувинских художников-ювелиров. Мы бродили от стенда к стенду, вглядываясь в детали работ, в которые мастера, действительно, вложили частички своей души и знания истории и традиций народа. Оказывается, этот холодный металл может многое поведать. И такой неприметный экспонат выставки, как серебряная табакерка, теряющаяся в блеске инкрустированных серебром лезвий, рукоятей и ножен кинжалов нойонов, сияющих чистотой высокой пробы ожерелий, колец и сережек, в которых помимо серебра переливаются драгоценные камни, может рассказать о многом.

— Табак, который завозился в Туву из Индии и Китая, играл в жизни тувинцев огромную роль, –подошла экскурсовод, заметив наш интерес к скромному на вид экспонату. — Когда незнакомые мужчины встречались, они непременно обменивались табакерками и угощали табаком друг друга. Это становилось неплохим поводом завязать беседу, познакомиться.

В зале по соседству хранится золото скифов, и невольно напрашивалось сравнение этих двух экспозиций. Так, древнее золото покоится на синем бархате, а для серебра оформители использовали бежевую, почти пастельного тона, ткань, подчеркивающую, что для тувинцев оно было символом чистоты. На этом фоне вдруг начинают проступать мельчайшие нюансы работы художников.

Правда, академик РАН, директор института археологии и этнографии СО РАН Анатолий Деревянко считает, что сравнивать две экспозиции не корректно.

— Проводить параллель между ювелирными украшениями скифо-сибириского художественного стиля и выставкой, на которой представлены серебряные изделия разного времени, я бы не стал, — подчеркнул он. — Во-первых, мы имеем совершенно разные эпохи, а во-вторых, две выставки, равнозначимые в контексте истории, взаимодополняя друг друга, полностью раскрывают перед гостями музея историю Тувы.

Деревянко признался, что выставка произвела на него колоссальное впечатление. Но на фоне всех изысков его больше всего поразил субурган. Внушительного размера, полностью отлитый из серебра и украшенный рукой современного мастера, он гордо возвышался посреди зала, став осью, вокруг которой компоновалась вся экспозиция.

— То, что эти предметы были сделаны в наше время, свидетельствует, что тувинские традиции обработки серебра не утрачены и самое время их возрождать и культивировать, как это сейчас происходит с горловым пением, — заключил он.

Антон ПОСОХИН

asdf asdf asdf