Тувинская правда 12+

Нужен ли китайский карп в водах Эне-Сая?

23 декабря 2014
1150

Мы продолжаем знакомить читателей с самыми интересными на наш взгляд работами участников конкурса эссе «100 новых идей развития Тувы», объявленного в нынешнем году правительством республики. Сегодня мы предлагаем вам эссе референта Администрации Главы РТ и Аппарата Правительства РТ Дайры Дадар-оол. Недавняя выпускница Шаньдуньского педагогического университета делает в нем попытку развеять страхи перед тем, что принято называть в последние годы «китайской экспансией».

В ноябре в элитном пригороде Пекина прошел очередной саммит АТЭС. Итоги форума неоднозначны, но можно с уверенностью сказать, что китайцам удалось объединить на одной площадке лидеров раскалывающегося мира под девизом всеобъемлющего партнёрства, общности идей и единой «азиатско-тихоокеанской мечты». Наблюдая за тем, как хозяева саммита решили эту задачу, я вспомнила притчу о мудрой обезьяне, следившей за битвой двух тигров. Когда они порвали друг другу глотки, обезьяна спустилась с горы и присвоила себе их шкуры.

Однако, это слишком старая история, или как сейчас принято говорить — «баян». Китайцы давно отказались от принципа «бей варваров — руками варваров», перейдя на более гуманные методы «мягкой силы», к слову — не менее древние. Ещё в 7 веке до н. э. Лао-цзы заявлял: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет». Через пару тысячелетий американские политологи берут в оборот идею древнекитайского философа и создают такое общественное устройство, в котором Америка становится носителем самых привлекательных и желаемых ценностей человечества — фаст-фуда, джастинбиберов, айфонов. В нашей стране до последнего времени доминировала критика «мягкой силы», мы привыкли называть это манипуляцией, недостойным поведением, лицемерием. Может быть, поэтому россияне неформально считаются самой нелогичной, самой непонятной и загадочной нацией. Однако, что-то поменялось в нашем сознании, если в нынешнем санкционном бюджете выделяются аж 15 миллиардов рублей телеканалу Russia Today, как видимо, на формирование положительного имиджа России в мировом информационном поле. Лучше поздно, чем никогда?

Что касается Китая, то он, обладая неплохим потенциалом «мягкой силы», ещё в начале нулевых вступил в борьбу за культурно-идеологическое влияние в мире. Проекция китайской культуры вовне началась в 2004 г. с открытия первых Институтов Конфуция в Корее, Штатах, Канаде, Австралии и так далее по всему миру. Хотя Институт носит имя великого китайского мыслителя древности, прямого отношения к пропаганде идей конфуцианства он не имеет. Проще говоря, это — образовательный, культурно-просветительский центр, на базе которого проводится обучение китайскому языку, каллиграфии, ушу, организуются квалификационные экзамены с получением сертификатов HSK. Также проводятся стажировки студентов в Китае и реализуются крупные грантовые программы.

Принцип работы институтов можно объяснить на примере Института Конфуция при Бурятском государственном университете, который открылся в 2007 году. Сначала заключается двухстороннее соглашение между российским и китайским вузами. В рассматриваемом случае партнёром стал Чаньчунский политехнический университет. Затем через Министерство образования РФ и при консульском сопровождении МИД Китая на базе университета в России открываются деканат, пара кабинетов и библиотека Института Конфуция. Руководство представлено директором с китайской стороны и директором с российской. По аналогичному принципу набирается преподавательский коллектив, соотношение педагогов-россиян и педагогов-китайцев составляет примерно 50 на 50. Разрабатывается учебный план, включающий уроки делового китайского языка, теории перевода, уроков китайской культуры (каллиграфии, чайной церемонии и ушу). В среднем занятия проводятся 2— 3 раза в неделю, для удобства слушателей — в вечернее время. Обучение ведется по семестрам, по окончании каждого сдаются экзамены, выдается соответствующий сертификат. Самым щекотливым и сложным вопросом является, конечно, финансовая самостоятельность учреждения. Стоимость обучения в зависимости от престижа российского вуза варьируется от 5 до 36 тысяч рублей/семестр. В Бурятии в 2011 г. оплата составляла 5400 рублей, а число слушателей едва достигало ста человек. Очевидно, что денежные поступления были достаточно символическими, они не могли окупить расходы на ремонт помещений, приобретение оргтехники, лингафонного оборудования, учебников и библиотечного фонда, а также выплату ежемесячной заработной платы преподавателям. Откуда же берутся деньги?

Дело в том, что вся глобальная сеть Институтов Конфуция щедро финансируется из фонда штаб-квартиры Ханьбань в Пекине. Это крупнейшая организация, напрямую подведомственная Госканцелярии КНР по распространению китайского языка за рубежом. С первых дней функционирования сети Институтов их деятельность курируется на самом высоком правительственном уровне вице-премьером Госсовета КНР Лю Яндунь. Вообще, есть подозрение, что политическое долгожительство г-жи Лю, единственной женщины в Госсовете КНР, объясняется особой успешностью её работы по популяризации китайского языка. А результаты действительно неплохие! На сегодняшний день по всему миру действуют более 440 Институтов Конфуция и 646 классов Конфуция в 120 странах. Есть институты, имеющие отдельную специализацию, как Лондонский институт Конфуция китайской медицины. Число слушателей исчисляется сотнями миллионов человек. И это не предел, Ханьбань планирует к 2020 году увеличить число изучающих китайский до 1 миллиарда! Можно долго плеваться в их сторону, обзывать «шпионами от партии», но размах проекта, его бюджет, неприкрытость — всё это заслуживает уважения. Если предположить, что Китай действительно вербует студентов Институтов Конфуция, то получается, что через 6 лет каждый 5-й или 6-й землянин станет шпионить в пользу Си Цзиньпиня или кто там у них, следующий Мао. Согласитесь, такое ЦРУ даже и не снилось.

6 ноября в интервью китайским СМИ Президент России В. Путин охарактеризовал отношения с Китаем, как наилучшие за всю свою историю. Понятно, что такое глубокое взаимопроникновение экономик и культур наших народов произошло не на пустом месте, этому способствовал долгий период сближения, в том числе положительно сказался опыт работы Институтов Конфуция в России. Сегодня во многих городах от Владивостока до Москвы и Санкт-Петербурга действуют более двух десятков Институтов и классов Конфуция. В 2013 году одним из последних открылся Институт Конфуция в одном из самых авторитетных вузов — Дипломатической академии МИД РФ. В свете происходящих событий на внешнеполитической арене Востока возрастает актуальность создания образовательного центра обучения китайскому языку и культуре у нас, в Туве. Подвижки в этом направлении есть. В прошлом году начались занятия в классе китайского языка на базе ТувГУ. Как говорится, хорошее начало — полдела откачало, однако, объективно говоря, состояние аудитории китайского языка, материально-техническая обеспеченность и другие факторы вызывают лично у меня сомнения в успешном будущем этого, несомненно, доброго и правильного начинания. Будучи востоковедом или по-другому «драконистом», я убеждена, что у жителей нашей республики, а в особенности у этнических тувинцев, есть огромный потенциал в изучении китайского языка. Двуязычная среда, особая чуткость к иностранным языкам, музыкальный слух и историческая память дают нам преимущество в овладении системой китайской тональности, что действительно представляет сложность для других. Таким образом, открытие очередного 23-го Института Конфуция на базе Тувинского государственного университета может стать мощным импульсом для самой что ни есть образовательной революции. Этот серьезный стратегический шаг станет стимулом для развития китайско-тувинских внешнеторговых отношений, привлечет инвестиционные юани в нашу экономику. Институт Конфуция с его богатым книгопечатным фондом и крупными грантовыми программами станет для нас по-настоящему крепкой базой для воспитания плеяды китаеведов Тувы, которым предстоит отвечать на новые мультиязычные вызовы времени. Создание сильной школы преподавания китайского языка в республике будет пушечным ядром, разносящим в щепки стены застоя не только в экономике, но и в науке. Изучая язык, мы открываем новый мир, познаем новых людей и становимся, конечно, лучше. Это соответствует духу конфуцианства, который, по сути, является морально-этическим кодексом. Его главная цель — неустанное нравственное совершенствование человека. Метафорически эта цель изображается в виде карпа, который предпочитает плыть против течения, то есть всегда стремится вперед и выше.

Так как же нам быть — нужен ли китайский карп в водах Эне-Сая?

Дайра ДАДАР-ООЛ

asdf asdf asdf