Вчера в Кызыле прошел I съезд учителей математики Тувы. Две секции работали в первой половине дня в лицее № 15.
Пленарное заседание состоялось в Центре русской культуры. На нем премьер Тувы Шолбан Кара-оол встретился с призерами Сибирского робототехнического фестиваля (Иркутск), учениками школы № 1 Кызыла. А замечены и отмечены пятиклассники (!) Ангырак Донгак, Чаян Тагаланов, Байкара Суурлай, Айбелек Хуурак. И еще одна новость: была представлена аудитории новый министр образования и науки РТ Татьяна Санчаа. Татьяна Оюновна — известный человек в республике: народный учитель РТ, кандидат педагогических наук, основатель и многие годы руководитель Государственного лицея РТ, представитель славной учительской династии.
Напомним: по результатам ЕГЭ этого года дети нашего региона на сдаче экзамена по математике, скажем мягко, не блистали. Тува — в конце федерального списка, что может узнать каждый, информация доступна в Интернете. Посыпай голову пеплом, не посыпай, а выводы делать надо. Чтобы двигаться вперед. Поэтому и созвали форум учителей точных дисциплин, не только математики, но и физики, информатики, начальных классов, других. Разговор на заседании секций велся обстоятельный и деловой. Животрепещущий и неравнодушный.
О проблемах и перспективах ОГЭ и ЕГЭ рассказала доцент кафедры математики Тувинского государственного университета Галина Троякова. Галина Александровна напоминала очевидные вещи, но именно их не хватает в школах. Например: что не нужно натаскивание, а требуется понимание предмета, знания детей. И не стоит злоупотреблять тестами.
А по новым образовательным стандартам требуется умение молодых применять теоретические знания на практике — это не достигнуто (плохое утешение, что не только в Туве, но и во всей России). Причем, проблема «аукнулась» из года 2013-го, когда девятиклассники сдавали предмет в новой форме.
Татьяна Оюновна рассказала, что была в группе из 11 человек, представлявших Туву на съезде «математиков» в Новосибирске в ноябре. Разработчики КИМов там «обрадовали»: теперь есть задания, где требуется объяснить решение. Значит, баллы будут еще меньше, результаты — еще страшнее… Предложили на форуме создать сборник заданий по ЕГЭ за все годы существования этой новинки, чтобы он был доступен любому.
Учитель математики, директор школы № 3 Кызыла Людмила Муравьева напомнила, что ее коллектив — среди родоначальников ЕГЭ, это 2004-й год. Есть анализ развития ситуации. И тут самое наболевшее — кадровая проблема! Чтобы избавиться от дефицита учителей, надо готовить в ТГУ достойных выпускников (сама Людмила Анатольевна окончила еще КГПИ, чем гордится — тогда преподаватели в вузе работали блестящие). Требуется сотрудничество вуз–школа. А представитель ТГУ посетовала, что с переходом на новую («болонскую») систему меньше часов на преподавание методики, с приходом бакалавриата сократилась практика. Но не теряет оптимизма: ситуацию можно исправить.
Учитель математики из лицея № 15 Елена Берзина говорила о коррекции учебных программ по точным дисциплинам, тут просто недопустимые отставания-опережения, что сказывается на усвоении знаний детьми. Еще одна боль Елены Герасимовны — текучесть кадров: приходит человек, кое-как что-то дает на уроках, через год-другой уходит, а другим коллегам остаются проблемы… У них же в лицее к подготовке к ЕГЭ отношение комплексное, все предметники точных наук работают сообща.
Руководители образования на местах тоже были неравнодушны к проблеме, на их заседании секции предлагалось много дельного. Эмоционально, по делу выступил Петр Морозов (сам учитель физики и математики, доросший до должности министра), что сейчас работает в редколлегии журнала «Башкы». Такой больной вопрос: на каком языке учить математике? Видимо, надо начинать с дошкольного возраста. А в начальной школе тогда требуется два учебника, одинаковых, на русском и тувинском. Посильно ли материально это осилить? Требуется управление математическим образованием. Секции предметников точных дисциплин должны работать, не существовать формально. Методические кабинеты-«золушки» не решают своих задач. Петр Александрович убежден: пока власть не употребим, ничего не получим в результатах ЕГЭ по математике. И вопрошал: если так много учителей –«физиков» высшей категории, то почему же дети в этом предмете в массе не блещут? Особое внимание — стажистам, что помнят еще методику советской системы образования (лучшей в мире, которую взяли на вооружение в Финляндии, Израиле, Китае). У ветеранов, пока они в строю, а это максимум еще пять лет, надо научиться всему лучшему. Вспомнить систему наставничества, создать им наилучшие условия для передачи опыта. Они — носители образовательных ценностей.
Да, ни убавить, ни прибавить. Был бы только услышан Петр Александрович…
Дебаты закончены. Надо двигаться вперед. Приняты дельные и нужные документы. С ними можно ознакомиться в Интернете. Главное: взрослым и детям — учиться, учиться и учиться!
Марина КЕНИН-ЛОПСАН