Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Новые «одежды» М-54

21 июня 2014
1083

Подготовка к «двойному юбилею», развернутая в республике еще с прошлого года, с весны идет в режиме форсажа. При этом она не ограничивается возведением фундаментальных строений, сносом долгостроев, мозоливших всем глаза добрых два десятка лет, кардинальной перелицовкой центра Кызыла и набережной. Нашлась работа и для дорожников. И не только в столице. ООО «Восток», генподрядчик — ФКУ Упрдор М-54 «Енисей», облачает в новую «одежду» сразу три участка основной транспортной артерии, связывающей Туву с Россией.

Если сейчас отправиться по «федералке», скажем, в сторону Абакана, то в пути убирать ногу с акселератора придется значительно чаще, нежели обычно. И дело здесь не только в полянах, полыхающих оранжевым пожаром жарков. То там, то здесь машины наталкиваются на знаки, преду­преждающие о ремонтных работах, за которыми жуками ползают на бочкообразных колесах «катки».

Как поясняет начальник отдела ремонта ФКУ Упрдор М-54 «Енисей» Артыш Янзоо, капитальный ремонт в настоящий момент ведется на трех довольно значительных по про­тяженности участках — с 550 по 560, с 635 по 642 и с 769 по 778 километры.

Субподрядчик работ на отрезке с 635 по 642 километр, абаканская компания ООО «Дороги Сибири», к делу подошла весьма основательно. Часть работ уже выполнена, и этот участок, покрытый свежим, еще иссиня черным, асфальтом, резко контрастирует со старым, трещин и выбоин на котором не счесть. К тому же после окончания работ проезжая часть на этом отрезке станет немного шире — с семи метров она раздастся до восьми, что, несомненно, скажется как на безопасности дорожного сообщения на этом участке, так и на комфорте разъезда между встречными транспортными средствами.

Со слов прораба участка Анатолия Ломилкина, работы ведутся своего рода «конвейерным» способом. Старый асфальт счищается или, как этот процесс называют сами работяги, «киркуется». Следом возводится новое земполотно из скального грунта, на которое, словно «начинку» гигантского бутерброда, укладывают и укатывают щебеночное основание. Поверх него идет уже асфальт. И так метр за метром дорога преображается. Работу на этом участке обеспечивают пятьдесят человек, задействовано более двух десятков единиц техники, в том числе 15 самосвалов, 4 экскаватора, грейдер и один погрузчик.

— Это очень сложный участок дороги, — замечает инженер-геодезист ООО «Дороги Си­бири» Владимир Дубровин, — и главная его сложность связана, прежде всего, с тем, что здесь слишком много поворотов. Поясню, любой поворот не только влияет на инженерные расчеты, но и чисто технически усложняет укладку асфальта.

А вот что касается грунта, то здесь, по словам того же Ломилкина, каких бы то ни было «нареканий» у рабочих нет. Грунт сухой, его от переизбытка влаги «не пучит», что, в свою очередь, упрощает задачу. Поэтому-то прораб не сомневается, что участок сдадут приемной комиссии аккурат в грядущем августе. Правда, оптимизм Ломилкина разделяют далеко не все его коллеги.

— Кто вам сказал, что работы мы закончим в августе?! — вступил в заочную полемику с прорабом главный инженер участка Сулейман Исаев. — По плану мы должны сдать его в октябре. Хотя быть может и удастся окончить работы в конце сентября.

Возможно, в коллективе бригады, работающей на этом участке, присутствует некая неопределенность по срокам сдачи. Однако ее корни, как удалось узнать из дальнейшего разговора с Исаевым, растут из причин вполне объективных. По словам главного инженера, в проектно-сметной документации работ на этом участке, выполненных барнаульским филиалом ГипроДорНИИ, при изыскании был допущен ряд ошибок. Были ли они результатом халатности кого-то из этого института или же возникли исключительно по причине сжатости сроков, в которые пришлось разрабатывать проект, Исаев не знает. Да и не суть важно оно теперь. Учитывая то, что править и вносить изменения в проект приходится, так сказать, в режиме «онлайн», то есть по ходу работ, по словам Сулеймана Исаева, если отставание и возникнет, то будет незначительным. И уж точно, недоработки в технической документации, по его заявлению, никоим образом не скажутся на самом главном — на качестве работ.

Общая цена вопроса капитального ремонта на трех участках, как информируют в Упрдор М-54 «Енисей», составляет около 600 млн. рублей. Помимо этого, ремонтные работы не замирают ни на день на всем протяжении трассы М-54. На некоторых отрезках ведется ямочный ремонт, а недалеко от озера Ой, на участке с 601 по 613 километр, меняют систему водоотводных труб. Как поясняют рабочие этого участка, износ старых бетонных водоводов очень высок, более того, по словам прораба ООО «НИК» — субподрядчика работ на этом участке, Владимира Черкашина, применение бетонных труб — это даже не вчерашний день технологии.

— Сейчас принято применять трубы, изготовленные из гофрированной стали, — кивает Черкашин на одну такую трубу длиною с добрых пять метров длиной и полтора метра в диаметре, лежащую подле вырытой траншеи, на дне которой журчит ручеек. — Они более долговечны и надежны — все же сталь!

Приурочены ли все эти работы, происходящие сейчас на федеральной трассе к «столетию» или нет, в Упрдоре не уточняют. Да и это не столь важно. Главное, что М-54, главная дорога республики — пуповина, соединяющая Россию с Тувой, станет более удобной, безопасной и еще красивее.

Антон ПОСОХИН